В публикации рассматриваются причины разоруженческого вакуума, сложившегося в начале XXI в., и возможные пути  его преодоления.

Главное внимание уделяется тупиковой ситуации вокруг российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), срок действия которого истекает в 2009 г., на смену которому нет согласованного, юридически закрепленного нового договора. А. Арбатов отмечает, что в важнейшей сфере военно-политической безопасности России и Соединенных Штатов, всего мира в целом впервые за сорок лет могут наступить правовой вакуум и растущая неопределенность в отношении стратегических возможностей и намерений друг друга. Автор пишет, что договорно-правовая система военной безопасности, созданная многими десятилетиями изнурительных и немыслимо сложных переговоров, к настоящему моменту почти полностью демонтирована. "В мире явственно повеяло ветрами "холодной войны" и возобновления гонки вооружений".

А. Арбатов сформулировал несколько причин, по которым Соединенные Штаты и Россия не могут найти точек соприкосновения и разработать новый договор. Со стороны Соединенных Штатов, по мнению автора, одной из главных причин раздора является то, что "Вашингтон ставит во главу угла согласование режима широкой транспарентности, позаимствовав максимум из "меню" мер контроля по СНВ-1, в целях сохранения взаимного доверия и предсказуемости. Причем с учетом негативного отношения к договорам это соглашение предлагается сделать политически, но не юридически обязывающим документом..." Таким образом, этот подход вызывает серьезные возражения. Что же касается России, "Новая российская политическая элита, пришедшая после «холодной войны», лишена исторической и институциональной памяти о десятилетиями выстраданном пути успехов и неудач на ниве разоружения как одной из главных сфер национальной и международной безопасности".

Исходя из опыта стратегических взаимоотношений держав за прошедшие полтора десятка лет, А Арбатов предлагает пути выхода из сложившегося тупика. Одним из наилучших вариантов разрешения сложной ситуации, по мнению автора, является юридически обязывающее соглашение по этой проблеме с действующей администрацией США до прихода ее преемника в январе 2009 г. А. Арбатов отмечает, что за основу нового соглашения лучше всего было бы взять договор о СНП 2002 г., а не переработанный вариант СНВ-1.

В заключение  брифинга автор пишет: "Вовремя поддержав несущую конструкцию российско-американских отношений и глобальной безопасности, две державы могли бы после этого без спешки три-четыре года заниматься выработкой более радикального договора – СНП-2 на период до 2012 г.".