Для общества православие обладает определенным историческим и духовным значением, а также моральным авторитетом. Большинство населения и общественности признает, что роль и значение православия в СМИ растут. Но при этом журналисты и священнослужители не столько высказывают свою позицию, сколько пытаются представить тот образ православия, который они хотели бы видеть, и продемонстрировать, как, по их мнению, православие должно восприниматься в народе и в самих СМИ. Об этом говорил на семинаре в Московском Центре Карнеги директор Института религии и права Роман Лункин. Модератором был Алексей Малашенко.

Официальное православие

  • Государственная церковь. Еще в 1990-е гг. представители церкви заговорили о том, что в советское время Русская православная церковь (РПЦ) пострадала больше всех, поэтому нынешняя власть должна покаяться перед церковью. По утверждениям представителей РПЦ, православие обладает исторической ролью и значением, которые ставят его даже выше светской государственной власти. Своим существованием церковь придает легитимность светской власти и государству. При патриархе Кирилле эта концепция получила дальнейшее развитие: согласно РПЦ, решение государством каких бы то ни было российских проблем (в частности, спасение страны от последствий мирового кризиса) возможно только при поддержке и в сотрудничестве с церковью. В результате, по словам Р. Лункина, церковь сама стала заложницей этой политики и перестала рассматриваться отдельно от государства.
     
  • Патриотической образ церкви. В постсоветский период именно православие и Московская патриархия РПЦ были объявлены хранителями русской культуры и духовности, истинно русских патриотических ценностей. Особую роль в формировании такого образа церкви играют два федеральных канала: «Россия» и Первый канал. Телеканал «Россия» делает больше программ православной тематики, причем в более прямолинейном идеологическом ключе и с определенными пропагандистскими клише и мифологемами.
     
  • Церковь как уникальный оплот на пути врагов России. Укрепление в СМИ образа РПЦ как носительницы величия и хранительницы русских традиций повлекло за собой антизападную и антидемократическую риторику, а также противопоставление идеальному образу РПЦ образа «страшных и безумных сект». В связи с этим в настоящее время представители РПЦ всё чаще высказывают сомнение в том, что Россия может быть демократической страной. Существование сект связывается прежде всего с влиянием Запада и распространением демократии. Делается упор на то, что России нужны не демократические ценности, а традиционная русская соборность.
     
  • Церковь как проповедник: феномен выступлений патриарха Кирилла. С начала 2009 г. в СМИ появился феномен, который стал оказывать огромное влияние на массовое сознание, — многочисленные выступления нового патриарха Кирилла, который сформировал новую информационную реальность и стал своеобразным психотерапевтом для общества. Поездки, встречи и комментарии патриарха Кирилла по самым различным общественно-политическим вопросам всегда отражаются в СМИ. По словам Р. Лункина, впервые в истории России появился социальный проповедник общероссийского национального масштаба.

«Народное» православие

Представители РПЦ декларируют всеобщую православность населения, оправдывая идею государственного православия и объявляя, что «православные — это все русские по крови и духу и крещенные в детстве». Но стремление распространить православие на всех привело к тому, что среди широких слоев населения православие обрело форму народной полуязыческой культуры, которая легко воспринимается обществом и без труда сочетается с оккультным массовым представлением о духовности, включающим в себя суеверия, астрологию и пр. Именно это фольклорно-сказочное православие — настоящая живая общественная культура.

При этом поверхностное и лубочное представление о настоящем православии, сформировавшееся в обществе, не предполагает знания реальных церковных проблем, миссии церкви и собственно вопросов веры.

Критика православия и РПЦ в СМИ

  • Форма критики. Критика принимала и принимает ироничные формы. Ирония является реакцией на пафосный патриотический образ государственного православия — доминирующий образ православия в СМИ. 
     
  • Направленность критики. Критика направлена на то, что церковь воспринимается в отрыве от общества и реальной современной общественной культуры, современной жизни людей, а исполнение церковных предписаний не осознается как необходимость для граждан, считающих себя православными.

Трансформация образа РПЦ в СМИ

Усиление фактора церкви в общественно-политической сфере в последнее время в целом не привело к радикальному изменению в восприятии и понимании РПЦ.

Тенденции последнего времени:

  • При патриархе Кирилле в светских СМИ появилась риторика, которая обновляет и развивает старые образы РПЦ — «хранительница традиций и русской культуры», «носительница величия и уникальности», «оплот противостояния врагам», «государствообразующая церковь». 
     
  • При этом социальный образ церкви становится более динамичным и открытым. 
     
  • Фольклорно-оккультная сторона православия остается неизменной. 
     
  • СМИ постепенно формируют критическое отношение к РПЦ.

В целом, по мнению Р. Лункина, изменению подвергся не сильный и укорененный в сознании образ РПЦ, а более слабый и несформировавшийся образ государства — теперь оно воспринимается как по преимуществу православное государство, отстаивающее самобытные ценности, основанные на православной культуре.