В современной России происходит трансформация ценностей родительства и воспитания детей. Семейные отношения, в наименьшей степени испытывавшие в последнее десятилетие давление государства, существенно обновляются. Несмотря на наличие огромных проблем, таких как безнадзорность детей, физическое насилие в семьях, незащищенность прав детей, тем не менее в стране происходят позитивные изменения, которые в значительной мере вписываются в общемировой процесс. Авторы номера пишут о растущем распространении планирования семьи, увеличении числа неимперативных семей, исподволь происходящих изменениях в психологических паттернах отцовства и отношении к «чужим» детям, в том числе с ограниченными возможностями, увеличении активности родителей в решении связанных с детьми общественно-социальных проблем. «Трансформация родительства, — пишет в своем вступительном тексте главный редактор Мария Липман, — неизбежный процесс, и одна из его важнейших черт — возникновение родительских ассоциаций. В таких объединениях родители обращаются за помощью и поддержкой к таким же, как они сами, — минуя государство». Так развитие новых родительских практик исподволь подрывает государственный патернализм, что особенно важно на фоне других, более заметных тенденций сегодняшней России: патерналистских упований на «порядок» и «твердую руку» государства.

Между тем в самые последние годы увеличивается проникновение государства в частную жизнь, начавшееся с детей, повышается активность органов опеки, усиливается идеологическое вмешательство государства в школьное образование и освещение проблем детства в СМИ. Анализу этих противоборствующих тенденций и трансформации семейных ценностей посвящен выпуск журнала Pro et Contra.

Авторы этого номера журнала исcледуют эволюцию подходов к воспитанию детей в постсоветский период, сравнивая их с теми, которые были распространены в советское время, а также оценивают современные тенденции развития внутрисемейных отношений. 

  • Мария Майофис и Илья Кукулин в своей статье «Новое родительство и его политические аспекты» утверждают, что увеличивается число семей, где наблюдаются диалогические, доверительные отношения с детьми, а их воспитание воспринимается как совместное творчество. Трансформация ценностей выходит за рамки собственно воспитания детей и «является одним из факторов, формирующих гражданское сознание». Будущее авторы видят в развитии общественной автономии, обеспечении возможности вести открытые дискуссии, ведении диалога не только с государством, но и с другими институтами общества. «Трансляция позитивных результатов, достигнутых движением неимперативного родительства, станет возможной только в том случае, если осваивающие эту новую практику семьи осознают себя как автономную общественную альтернативу, не воспринимающую государство в качестве извечного противника или обязательного союзника».
     
  • Станислав Львовский в материале «Под знаком ювенальной юстиции» утверждает, что в условиях, когда большинство случаев насилия в отношении детей совершаются в семьях и школах, пилотные проекты в области ювенальной юстиции нацелены в первую очередь на контроль за тем, что происходит в семьях. Однако наблюдающееся в последнее время усиление государственного контроля над семьей является лекарством, которое, скорее всего, породит больше болезней, чем выздоровлений. Автор считает, что предложение о введении ювенальных судов должно быть принято обществом, однако права государства в лице органов опеки по изъятию ребенка из семей должны быть очень серьезно ограничены — прежде всего за счет введения социального патроната.
     
  • В статье «Организации негражданского общества» Светлана Королева и Алексей Левинсон пишут, что если недавно изоляция детей с психическими заболеваниями считалась благом для них самих и для общества, то сегодня все больший вес получает мнение, что психическая депривация, характерная даже для самых хороших ДДИ, замедляет и искажает развитие их воспитанников. Российское общество находится на переходном этапе в отношении к инвалидам, растет число сторонников того, чтобы дети с ограниченными возможностями воспитывались в семье, своей или приемной, при разносторонней поддержке со стороны государства и общества: материальной, медицинской, психологической, бытовой. Существующие ДДИ необходимо, по мнению авторов, преобразовать в места временного пребывания. Пересмотр отношения к детям-инвалидам входит в повестку дня модернизационных изменений в стране. Появляются родительские организации детей-инвалидов, помогающие в приобретении лекарств, получении информации, преодолении бюрократических препонов.
     
  • Ольга Свешникова в статье «Российские родители: новое в поведении и мировосприятии» провела исследование настроений родителей дошкольников и младших школьников на основе публикаций в Интернете. Она приходит к выводу, что за последние двадцать лет в значительной степени произошла модернизационная адаптация семей. Родители проявляют активность и прибегают ко взаимопомощи, решая проблемы, которые, по их мнению, должно решать, но не решает государство.
     
  • В материале «Новые ценности в детско-родительских отношениях» Екатерина Асонова пишет о том, что начавшийся в 90-е процесс уменьшения автономности детей, а также увеличившийся запрос на интеллектуализацию детства и развитие общества потребления с его рекламой детских товаров привели к тому, что на смену замкнутому миру детства пришли созданные и купленные взрослыми товары, становящиеся для ребенка источником творческого осмысления мира. Изменилось представление о роли родителей, которая стала восприниматься не как обременительная в бытовом отношении, а как налагающая на взрослых бóльшую социальную и этическую ответственность, имеющая целью гармоничные отношения с детьми и приносящая радость и удовольствие. Складываются неформальные родительские сообщества в Интернете, получают распространение книги о гармонизации отношений в семье, а также новые институты: семейное консультирование, семейные клубы, специальные группы для совместных занятий с детьми.
     
  • Галина Карпова в статье «Родительские объединения в сфере культуры» делится наблюдениями над родительскими ассоциациями в сфере дополнительного образования детей. В результате распространения родительских объединений происходит усиление ответственности родителей за социализацию ребенка, расширяется круг полномочий этих родительских объединений по сравнению с родительскими комитетами советского времени.  

За пределами «детской» темы опубликованы материалы

  • «СНВ-2: последует ли продолжение?» — Дэвид Хоффман дает оценку новому Договору СНВ и вспоминает о некоторых эпизодах советско-американских переговоров о сокращении ядерных вооружений.
     
  • «Властелины рынка» — Антон Олейник размышляет о властецентричном характере российского общества и его последствиях для страны.
     
  • «Памятники современной России» — Алексей Макаркин предлагает обзор новых памятников, возведенных на территории России в современных условиях, когда «доминирование государства в вопросах “монументальной пропаганды” ушло в прошлое».

Текст журнала