Последние события в сфере российской внешней политики отражают усилия страны по сохранению ее статуса «великой державы» при помощи модернизации. Директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин, выступая в Фонде Карнеги за Международный Мир (Вашингтон), рассказал, каким образом на российскую внешнюю политику и политику в области безопасности влияют экономический кризис, усиление Китая и отношения с соседними государствами. В роли модератора выступила старший научный сотрудник Фонда Карнеги Марта Олкотт. 

Модернизационные альянсы

Д. Тренин отметил, что новым явлением в российской внешней политике является стремление России поддерживать свой международный статус в первую очередь за счет экономической, а не военной мощи. Центральное место во внешнеполитическом курсе Москвы занимает создание так называемых модернизационных альянсов с другими странами, включая США, в целях привлечения необходимых для модернизации ресурсов. 

Внутриполитическая ситуация

На внешнюю политику России будет влиять внутриполитическая ситуация в стране. 

  • Выборы 2012 года. По мнению Д. Тренина, предстоящие в 2012 г. президентские выборы будут проходить интереснее, чем казалось прежде. Последнее слово по поводу того, кто именно будет баллотироваться на пост главы государства, принадлежит Владимиру Путину, но какое решение он примет — по-прежнему неясно. Главный вопрос заключается в том, что именно станет краеугольным камнем нового курса — поддержание стабильности или модернизация — и каково будет соотношение между этими двумя компонентами. Как утверждает Д. Тренин, власть, конечно, осознает, что нынешняя модель режима долго просуществовать не сможет, и это понимание должно выразиться в политических изменениях после выборов.
     
  • Военная реформа. Военная реформа осуществляется успешно и не встречает серьезного сопротивления в стране. Власть приняла беспрецедентное решение — приостановить прием в военные учебные заведения до 2012 года. Д. Тренин подчеркнул: Россия не видит необходимости в подготовке к большой войне, будь то на западе или на востоке.
     
  • Военно-промышленное сотрудничество. Россия отстает от других крупных стран в плане промышленного потенциала для производства обычных вооружений. В результате российские власти обращаются к зарубежным производителям; в частности, недавно принято решение о приобретении у Франции десантных вертолетоносцев типа «Мистраль».

Внешняя политика

  • Соединенные Штаты. Д. Тренин отметил, что нельзя утверждать, будто российский политический истеблишмент по определению настроен антизападно. Российские власти понимают, что США — это крупнейший модернизационный ресурс, и в соответствии с этим выстраивают свою политику. В последнее время экономический модернизационный альянс с Вашингтоном подкрепляется расширением взаимодействия по вопросам, не имеющим отношения к экономике: в сфере сокращения стратегических вооружений (новый Договор о СНВ) и противоракетной обороны, по иранскому и северокорейскому вопросам, проблемам международной безопасности и проблемам, связанным с кризисом в Кыргызстане. В то же время Д. Тренин предупредил, что если Сенат США не ратифицирует новый Договор о СНВ, то это отбросит российско-американские отношения назад.
     
  • Европейский союз. Д. Тренин назвал две основные проблемы в отношениях России с объединенной Европой. Россия уже добилась изменения напряженных отношений с Польшей к лучшему вследствие своей реакции на гибель польского президента и ряда других высокопоставленных чиновников в авиакатастрофе под Смоленском. Вторая проблема, о которой упомянул Д. Тренин, — действующий сегодня между Россией и Европой визовый режим, доказавший свою неэффективность и контрпродуктивность. Отмена виз способствовала бы увеличению числа поездок и развитию взаимного обмена между РФ и ЕС.
     
  • Грузия. Согласно прогнозу Д. Тренина, российско-грузинские отношения и дальше будут находиться в заблокированном состоянии: пока Михаил Саакашвили остается у власти, каких-либо шагов со стороны России по любым серьезным вопросам ожидать не приходится.
     
  • Украина. После победы Виктора Януковича на президентских выборах между Россией и Украиной началось сближение. Однако, стремясь к хорошим отношениям с Россией, украинская сторона при этом настаивает, чтобы к ней относились как к равному партнеру. Д. Тренин предупредил: если вопрос о соглашении по российскому Черноморскому флоту, позволяющем ему базироваться в Крыму до 2042 года, снова выйдет на первый план, могут возникнуть осложнения.
     
  • Казахстан. Д. Тренин отметил, что Казахстан — реальный партнер России в регионе. Таможенный союз, объединяющий Россию, Беларусь и Казахстан, на деле представляет собой скорее российско-казахстанскую структуру. Д. Тренин также указал, что не стоит ожидать значительных результатов от предстоящего саммита ОБСЕ в Астане, добавив: российское руководство не считает ОБСЕ по-настоящему влиятельной организацией.
     
  • Кыргызстан. По словам Д. Тренина, Россия озабочена тем, что Кыргызстан может развалиться и превратиться в недееспособное государство. Москву беспокоит, что при установлении в стране парламентской республики создать сильную центральную власть будет трудно, и Кыргызстан может скатиться к хаосу. Докладчик также объяснил отношение России к американской авиабазе в бишкекском аэропорту «Манас». Сегодня Москва заинтересована скорее не в ее ликвидации, а в том, чтобы убедить Вашингтон действовать через Москву при обеспечении своего военного присутствия в регионе.
     
  • Китай. Россия стремится к мирным и стабильным отношениям с Китаем и осознает его растущий потенциал и влияние. Д. Тренин пояснил, что эти отношения сохраняют позитивный характер отчасти потому, что в Центральной Азии Китай ведет себя осторожно, не посягая на российское влияние в этом регионе. Москва ясно понимает, что ее граница с Китаем — где недавно побывал премьер-министр Путин — отличается большой протяженностью и что здесь необходимо будет проявлять постоянную бдительность.
     
  • Абхазия и Южная Осетия. По словам Д. Тренина, к этим двум отколовшимся от Грузии республикам Россия относится по-разному. Д. Тренин считает, что Абхазия вполне может состояться как независимое государство: она не вернется в состав Грузии — об этом можно говорить лишь применительно к Гальскому району с преимущественно грузинским населением. Однако Южная Осетия в ее нынешнем виде дееспособным суверенным государством быть не может. Согласно прогнозам Д. Тренина, она не войдет в состав Грузии или России. Но, как предположил докладчик, для нее подошла бы «андоррская модель»: Южная Осетия могла бы стать самостоятельным демилитаризованным образованием под совместным контролем Москвы и Тбилиси.

Заключение

По мнению Д. Тренина, преобразованию отношений между Россией, Европой и США могли бы способствовать два позитивных шага: 

  • Сотрудничество в сфере противоракетной обороны. В отсутствие серьезного взаимодействия на этом направлении Россия рано или поздно сочтет, что от Запада для нее исходит угроза, и это, предупредил Д. Тренин, может привести к серьезному конфликту. США необходимо взять на себя инициативу по налаживанию сотрудничества с Россией в этом вопросе.
     
  • «Мирное добрососедство». России необходимо взять на себя ведущую роль в формировании мирных и дружественных отношений с соседними странами, включая Грузию и прибалтийские государства. Недавнее улучшение российско-польских отношений — шаг в правильном направлении. Чтобы добиться успеха, России следует эффективнее использовать свою «мягкую силу».