Итоги выборов президента США всегда непредсказуемы, и каждая избирательная кампания, предшествующая выборам президента США, является предметом дискуссий по всему миру. Этой теме было посвящено мероприятие в Московском Центре Карнеги, на котором выступил с докладом социолог, независимый аналитик профессор Борис Докторов. Ведущим мероприятия был председатель программы «Общество и региональная политика» Московского Центра Карнеги Николай Петров.

Особенности избирательной кампании-2012 в США

Выборы нового президента в США состоятся в ноябре 2012 года. По словам Б. Докторова, избирательная кампания в США в текущем году имеет ряд особенностей по сравнению с предыдущими президентскими кампаниями. Главной из этих особенностей, по мнению докладчика, является быстрая смена лидеров среди кандидатов от Республиканской партии. Помимо этого, действующий президент США Барак Обама на настоящий момент потратил на организацию предвыборной кампании больше, чем все республиканцы вместе взятые, — это, по словам Б. Докторова, тоже довольно нетипично для выборов президента США.

Модели прогнозирования результатов выборов

  • Возникновение моделей. Б. Докторов рассказал, что первые модели, целью которых было прогнозирование результатов выборов, появились в 1950-е гг., но получили наибольшее распространение в середине 1990-х гг.
     
  • Основные разновидности моделей. По словам докладчика, сегодня существуют 2 основные разновидности подобных моделей: первый тип моделей оценивает вероятность победы того или иного кандидата на основе числовых социально-экономических показателей; второй опирается на данные социологических опросов.
     
  • Модели, применяемые в президентской кампании 2012 г. В настоящее время разные модели прогнозируют итоги выборов в США по-разному.

    • Не в пользу Обамы. Б. Докторов отметил, что одна из наиболее достоверных моделей — оценка результатов президентских выборов на основе результатов выборов в Конгресс — предрекает поражение Барака Обамы на предстоящих выборах.
       
    • В пользу Обамы. В то же время применяются и другие модели, которые дают противоположный прогноз, подчеркнул Б. Докторов. Например, согласно модели «13 ключей», которая оценивает вероятность переизбрания президента на основании 13 качественных характеристик президентского срока (по каждой из которых выставляется оценка 0 или 1), Обама в настоящее время имеет показатель, превышающий 7 баллов, что достаточно для того, чтобы быть переизбранным. 

Что влияет на выбор избирателей

  • Социально-экономические факторы. По мнению Б. Докторова, в настоящее время социально-экономические факторы оказывают гораздо бóльшее влияние на выбор избирателей, чем внешнеполитические. Улучшение многих экономических показателей, в том числе данных по безработице, способствовало увеличению рейтинга действующего президента США.
     
  • Личностные факторы. Помимо этого Б. Докторов отметил, что на настроения избирателей оказывают большое влияние личностные качества кандидатов в президенты. По мнению докладчика, в Республиканской партии сейчас нет кандидатов, способных сравниться с Обамой по этому показателю.