Политическое устройство и политические институты в РФ, а также возможности их переустройства вызывают все более пристальное внимание в современном российском обществе. Тому, как должна выглядеть политическая система страны в условиях демократии, посвящена новая книга политолога Григория Голосова (Европейский университет в Санкт-Петербурге) «Демократия в России: инструкция по сборке» (СПб.: БХВ-Петербург, 2012), которую он представил на презентации в Московском Центре Карнеги. Модератором дискуссии был председатель программы «Общество и региональная политика» Московского Центра Карнеги Николай Петров.

Зачем нужна демократия

Г. Голосов отметил, что демократия нужна как властным элитам, так и народу.

  • Демократия для власти. Демократические институты являются для власти арбитром, который дает понять, насколько правильны действия государственных органов, подчеркнул Г. Голосов. 
     
  • Демократия для народа. Для народа демократия не менее важна, так как демократические механизмы препятствуют концентрации власти в руках определенных групп, а также затрудняют возможность оппортунистических действий государственных служащих.

Политические партии

  • Партии в России. Свобода политических объединений является основой любой демократии, отметил Г. Голосов. Однако в настоящее время в России политические партии лишены полной свободы, так как существуют механизмы политического контроля над созданием общественных объединений.
     
  • Закон о политических партиях. Г. Голосов подчеркнул, что новый закон о политических партиях, упрощающий процедуру их регистрации, в его сегодняшнем виде не сможет способствовать развитию партийной системы в России. Несмотря на то, что требования к численности партий снижены, все равно, как считает докладчик, можно регистрировать только те политические объединения, которые выгодны власти.

Власть в регионах

  • Восстановление выборов губернаторов. Несмотря на то, что власть согласилась восстановить выборы губернаторов, они будут ограничены президентским и муниципальным фильтрами. По словам Г. Голосова, эта система не является оптимальной: по сути, выборы губернаторов будут представлять собой голосование по кандидатурам, предложенным властью.
     
  • Как должна быть организована региональная власть. По мнению докладчика, в основе организации региональной власти должен лежать принцип ответственности властных элит перед жителями региона. Этому принципу наилучшим образом соответствует система, при которой выборы губернатора проходят одновременно с выборами в законодательное собрание региона, а лидеры списков политических партий являются претендентами на губернаторский пост. Немаловажной чертой этой системы является возможность президента отправлять губернаторов в отставку, однако за подобным шагом должны обязательно следовать перевыборы в законодательное собрание региона.
     
  • Фактор местных элит. Помимо этого, отметил Г. Голосов, система организации региональной власти должна препятствовать узурпации власти местными элитами, что часто происходит в условиях неразвитости институтов демократии.

Выборы на федеральном уровне

  • Пропорциональная система. Как отметил Г. Голосов, пропорциональная система, которая существует в настоящее время в РФ, является наиболее приемлемой для страны избирательной системой на федеральном уровне. Однако сейчас она не отвечает основному требованию, предъявляемому к пропорциональным системам, а именно — она не создает условия для развития партийной системы в стране.
     
  • Независимые кандидаты. Для избирательной системы важным компонентом является возможность прохождения самовыдвиженцев в Госдуму. Однако, отметил Г. Голосов, избирательные округа в России слишком большие, и попадание в парламент независимых кандидатов, даже если у них будет возможность выдвигаться, является затруднительным — по причине значительного отрыва этих кандидатов от основной массы тех людей, которых они представляют.

Общая структура власти в РФ

  • Концентрация власти в руках президента. По мнению Г. Голосова, главной проблемой существующей в России политической системы является чрезмерная концентрация власти в руках президента. Чтобы изменить ситуацию, необходимо институционально усиливать парламент.
     
  • Нужна премьерско-президентская система. По словам Г. Голосова, в результате усиления Федерального собрания в России должна установиться премьерско-президентская система, при которой правительство формируется парламентом и ответственно перед ним, а президент самостоятелен лишь в некоторых определенных сферах, таких как национальная оборона и безопасность.