Журнал Pro et Contra, издаваемый Московским Центром Карнеги, отметил 15-летний юбилей. Московский Центр Карнеги провел мероприятие, посвященное этому событию, в рамках которого прошла презентация специального выпуска Pro et Contra — «Повестка дня нового президентства», составленного из статей экспертов Центра. Свои статьи, написанные для этого выпуска, представили председатель программы «Общество и региональная политика» Николай Петров, сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Алексей Малашенко и директор Центра Дмитрий Тренин, который в то же время был модератором мероприятия. Также на презентации выступила главный редактор журнала Pro et Contra Мария Липман.

15 лет журналу Pro et Contra

  • Журнал Pro et Contra сегодня. М. Липман отметила, что журнал Pro et Contra имеет широкий круг авторов — как с точки зрения географии (в Pro et Contra публикуются авторы из России, стран постсоветского пространства, США, Западной Европы и т. д.), так и с точки зрения возрастных категорий (журнал постоянно публикует материалы молодых исследователей). Pro et Contra — журнал с высокой репутацией и сложившейся квалифицированной аудиторией. М. Липман подчеркнула, что, по мнению специалистов, несмотря на то, что мы наблюдаем упадок и постепенное исчезновение печатных СМИ, такие издания, как Pro et Contra, «имеют неплохие шансы на выживание».
     
  • Спецвыпуск «Повестка дня нового президентства». Этот номер, выполненный в нестандартном формате, был выпущен в связи с 15-летием Pro et Contra. Номер приурочен к начавшемуся в мае 2012 года третьему президентскому сроку Владимира Путина и посвящен основным трудностям, с которыми России придется столкнуться в ближайшие годы.

Внутренняя политика России

Н. Петров представил основные положения своей статьи из спецвыпуска Pro et Contra «Повестка дня нового президентства», которая была посвящена оптимизации политической системы РФ.

  • Необходимость ускоренной эволюции. Стране нужна ускоренная политическая эволюция, подчеркнул Н. Петров. Он отметил, что перед нынешней российской властью стоит проблема выбора: либо модернизировать себя, чтобы сохраниться и выжить, либо не делать этого — и подвергнуть себя серьезным рискам.
     
  • Избирательная система и выборы. По мнению Н. Петрова, избирательная система и выборы в целом — это главный механизм, способный обеспечить политическую модернизацию. Поэтому в первую очередь стране необходимы полноценные (или приближающиеся к таковым) демократические выборы.
     
  • Конституционная реформа. Однако выборы не способны изменить политическую систему, если не будет проведена конституционная реформа, подчеркнул Н. Петров. Эта реформа должна усилить роль президента как гаранта Конституции и одновременно резко ограничить его возможности вмешиваться в работу остальных институтов; также она должна радикально повысить влияние парламента. Должно быть обеспечено разделение властей.
     
  • Партийная система. Сейчас партии лишены реальной роли в политической системе. Н. Петров указал, что партии должны иметь возможность самостоятельно принимать решения и отвечать за их выполнение.
     
  • Гражданское участие. Граждане все более активно стремятся участвовать в политической жизни, однако, как отметил Н. Петров, в данный момент власть стремится сделать это участие формальным, чтобы избежать нежелательного вмешательства со стороны общества. Однако Н. Петров считает, что в следующие несколько лет этот формат отношений власти и общества будет изменен.
     
  • Реальный федерализм. По словам Н. Петрова, в такой большой стране, как Россия, демократия не может нормально развиваться без предоставления регионам самостоятельности. Последние 12 лет шел постоянный процесс ограничения самостоятельности регионов в пользу Центра, но если до 2003 года это движение было позитивным (так как устраняло существовавший тогда перекос в пользу регионов), а в 2003 году было достигнуто сбалансированное положение между регионами и Центром, то потом значительный перевес оказался на стороне Центра. Однако в настоящий момент идет движение «маятника» в обратную сторону: в частности, были возвращены прямые выборы губернаторов. По мнению Н. Петрова, в ближайшие годы в отношениях Центра и регионов произойдут существенные изменения в пользу регионов.
     
  • Россия-2020: сценарии развития. Н. Петров также упомянул проект Московского Центра Карнеги «Россия-2020: Сценарии развития страны» (в рамках этого проекта уже вышли два выпуска журнала Pro et Contra, рабочие материалы и монография) и рассказал, что эксперты, работавшие под эгидой проекта, разработали в отношении внутренней политики РФ два сценария — оптимистический и пессимистический.

    • Оптимистический сценарий. Согласно этому сценарию, Путин понимает, что России необходима модернизация, и начинает развивать институты, чтобы дальнейшие модернизационные изменения в стране происходили без «монаршей воли».
       
    • Пессимистический сценарий. На смену Путину приходит некий лидер-популист, который устанавливает в стране демократию. Однако эта демократия оказывается непрочной, поскольку институты слабы и неразвиты.
       
    • Альтернативный сценарий. По мнению Н. Петрова, существует и третий сценарий, в котором нет ни «доброго царя», ни плана развития; вместо этого система сама решает возникающие проблемы, следуя чувству самосохранения. Последовательность этих решений складывается в нормальный тренд политической модернизации. 

Северный Кавказ

А. Малашенко рассказал о проблемах Северного Кавказа и его возможном будущем.

  • Ситуация на Северном Кавказе. По словам А. Малашенко, Северный Кавказ, будучи частью России, при этом является своеобразным «внутренним зарубежьем» (его отличают такие факторы, как особое общественное сознание, большая роль ислама и т. д.), хотя во многом соответствует российским политическим и экономическим порядкам. Между различными республиками Северного Кавказа существует огромная разница, и политика Москвы в этом регионе распадается на отдельные фрагменты. При этом А. Малашенко подчеркнул, что Центр не получает полную информацию от региональных властей о ситуации на Северном Кавказе.
     
  • Шариатизация региона. А. Малашенко отметил распространение шариата на Северном Кавказе: усиливается шариатизация Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. По мнению А. Малашенко, эта тенденция обусловлена несоблюдением в регионе федерального законодательства, на место которого приходит шариат. 
     
  • Перспективы развития. А. Малашенко предположил, что значительных изменений на Северном Кавказе в ближайшие годы не будет. По его мнению, регион ждет стагнация. Все перемены (по сравнению с остальной Россией) будут здесь происходить с опозданием.

Внешняя политика России

В своем выступлении Д. Тренин подчеркнул, что внешняя политика России должна быть в первую очередь направлена на модернизацию страны.

  • Проблемы внешней политики. Главным недостатком внешней политики России, считает Д. Тренин, является дефицит стратегического мышления. Если главная цель внешней политики РФ — модернизация, а главный ресурс модернизации — наиболее экономически развитые страны мира, то внешняя политика становится поиском баланса между экономикой и национальной безопасностью.
     
  • Постсоветское пространство. Д. Тренин отметил, что намерение России стать региональным лидером в СНГ ни в коем случае не должно превращаться в попытку построения «Большой России» и в создание центра силы. По мнению Д. Тренина, «это должно быть именно лидерство, а не начальствование».
     
  • Евро-атлантическое направление. На евро-атлантическом направлении внешней политики Д. Тренин отметил необходимость демилитаризации российско-американских отношений.
     
  • Разворот на Восток. По мнению Д. Тренина, Россия XXI века — это евро-тихоокеанская страна. Тихоокеанское направление может стать новым стимулом развития для России, поскольку именно Азиатско-Тихоокеанский регион будет новым глобальным центром экономического роста. Докладчик отметил необходимость «двойной интеграции»: Дальнего Востока и Сибири — в РФ и самой РФ — в Азиатско-Тихоокеанский регион.
     
  • Найти себя на мировой арене. Д. Тренин полагает, что Россия должна выбрать область специализации в мировом масштабе, где она бы могла играть существенную или лидирующую роль (например, вопросы стратегической стабильности, ядерной безопасности, энергетической безопасности, международного права, международного посредничества). Также, подчеркнул Д. Тренин, у России есть возможности для серьезного регионального лидерства на арктическом направлении.