15–16 февраля в Калифорнии проходил беспрецедентный саммит США – АСЕАН (Ассоциации стран Юго-Восточной Азии). Президент Обама пригласил лидеров этих десяти стран в США после прошлогоднего саммита в Малайзии, на котором было принято решение о создании «стратегического партнерства АСЕАН – США».

Некоторые эксперты сомневаются в том, что такие имиджевые мероприятия могут принести осмысленный результат, однако за официальными приемами скрываются реальные изменения: США корректируют свою стратегию в Азии и укрепляют свои экономические и военные связи со странами региона. Ключевой союзник США, Япония, также наращивает свою активность в Юго-Восточной Азии, дополняя американскую дипломатию. Стоит вспомнить, что несколько десятилетий назад США и Япония не только сотрудничали, но и конкурировали за влияние в регионе. Поэтому новое партнерство – важный шаг как для Юго-Восточной Азии, так и для США и Японии, особенно если тем и дальше удастся согласовывать свои приоритеты.

США давно инвестируют в страны АСЕАН и торгуют с ними, после окончания холодной войны эти экономические связи лишь укрепились. С 1996 по 2015 год объем торговли между США и АСЕАН почти удвоился (до более $260 млрд в год). Американские компании лидируют по инвестициям в регион (почти $230 млрд в 2014 году). Их примеру следуют и японские фирмы: ЮВА – регион с более молодым населением и более динамичной экономикой, чем США или Северо-Восточная Азия.

Конечно, достижения США в Юго-Восточной Азии меркнут по сравнению с тем, чего добился в этом регионе Китай. До финансового кризиса 1997 года на США и Японию приходилось более 30% импорта и экспорта стран АСЕАН, а доля Китая во внешней торговле региона составляла всего 5%. Но к 2015 году она выросла до 15%, а в абсолютном выражении увеличилась более чем в 20 раз. Роль Китая в регионе будет расти и дальше за счет недавно созданного Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и ряда сопутствующих программ.

Причем влияние Китая не ограничивается экономикой. Уже много лет Пекин наращивает оборонные расходы и добивается превосходства в Южно-Китайском море. Военная, политическая и дипломатическая мощь Китая внушает беспокойство многим членам АСЕАН. Проекты АСЕАН по укреплению экономической интеграции и региональной идентичности, как и развитие партнерства с США и Японией, направлены и на сдерживание растущего влияния Китая.

В плане действий нового партнерства числится 24 области сотрудничества, включая торговлю, безопасность, технологии, энергетику и т.д., а в числе его главных целей – открытость, устойчивое развитие и мирное разрешение споров. Япония укрепляет свои отношения с членами АСЕАН в аналогичном ключе, и японские и американские политики все чаще координируют свои программы в регионе. Компания из США одной из первых инвестировала в особую экономическую зону в Мьянме, организованную при поддержке Японии. США выделили около $250 млн на обновление инфраструктуры безопасности Юго-Восточной Азии и на подготовку специалистов. Япония тоже финансирует аналогичные программы, а в 2015 году объявила об увеличении до $110 млрд объема своих вложений в азиатские инфраструктурные проекты.

Конкуренция между американскими и японскими компаниями за рынки Юго-Восточной Азии, конечно, сохраняется, и приоритеты Токио и Вашингтона по разным политическим вопросам могут варьироваться. Но в целом интересы США и Японии совпадают, как никогда прежде. Их общие цели – это продолжение экономической интеграции в ЮВА, поддержка открытости и развития, но в то же время и укрепление национальных и региональных институтов, стабильность и сохранение центральной роли АСЕАН в решении проблем региона. По мнению политиков в Вашингтоне и Токио, это побудит Китай работать с АСЕАН на коллективном уровне, а не пользоваться своей мощью для индивидуального влияния на отдельно взятые страны ЮВА.

Саммит США – АСЕАН – свидетельство того, что в последние годы сторонам партнерства удалось многого добиться в плане взаимного доверия и понимания общих задач. Получится ли справиться с этими задачами, зависит от того, насколько тесно США и Япония будут координировать свои действия после саммита. Сторонам партнерства стоит также как можно активнее вовлекать Китай в проекты АСЕАН, поскольку многие совместные инициативы США, Японии и АСЕАН выгодны всем в регионе. Саммит – возможность сделать еще один шаг в этом направлении.