Московский Центр Карнеги провел очередную встречу из серии круглых столов, посвящённых российской экономике. В этот раз эксперты, среди которых были представители организаций, поставщики, провайдеры сервиса, маркетологи, экономисты, инвесторы и финансисты, сфокусировались на ритейле — бизнесе, который является одним из наиболее крупных в России с точки зрения вклада в ВВП, доли налоговых отчислений и количества занятых.

Стенограмма

Оборот розничной торговли в России за 17 лет XXI века вырос в пять раз в пересчете на доллары США и сегодня составляет около 450 млрд долларов в год (35% ВВП). В торговле занято более 12 млн человек (более 18% трудовых ресурсов). Даже этих двух цифр достаточно, для понимания того, что любая проблема стабильного функционирования и роста сферы ритейла является ключевым риском для социальной и экономической стабильности всей страны.

Вместе с тем в последние годы обороты розничной торговли сокращаются, а прогнозируемая скорость роста сектора не превышает темпов инфляции (для сравнения прогноз по скорости роста розничной торговли, например, в Италии составляет 10% в год, в Великобритании и Испании — 8% в год при инфляции около 1%, в Китае — 30% в год при инфляции в 6-8%, среднемировые темпы на ближайшие годы — около 14-15%). Россия отстает и по концентрации рынка (только 30% оборота проходит через сетевую торговлю против более чем 54% в среднем в мире), и по показателю площади на тысячу покупателей (192 кв м по сравнению с мировым уровнем в 400–600 кв. м), и по доле собственных торговых марок в продаже ритейлеров (5% при среднемировом уровне 18% и среднеевропейском — 39%).

Участники круглого стола сфокусировались на следующих проблемах:

  1. Основные тенденции на рынке розничной торговли в России. Можно ли выделить главные позитивные и негативные факторы, влияющие на рынок? Какое влияние на ритейл в России оказывают действующее законодательное регулирование, налогообложение, общая экономическая ситуация, функционирование государственных и негосударственных служб и сервисов?
  2. Однородность рынка ритейл торговли. Как можно его кластеризовать для раздельного обсуждения проблем разных кластеров (помимо очевидного разделения на продуктовый и непродуктовый ритейл)?
  3. Смены форм и форматов ритейл торговли, в том числе рост онлайн–продаж.
  4. Ритейл в России как драйвер роста ВВП и/или доходов домохозяйств. Можно ли говорить о самостоятельной роли ритейла в развитии экономики страны, или развитие ритейла носит реактивный характер?
  5. Вклад России в мировой рынок розничной торговли. Возможна ли экспансия российских ритейл-компаний за рубеж? Каковы перспективы экспансии международных ритейлеров в Россию?