Эммануэль Макрон занимает президентский пост уже полгода – вполне достаточно, чтобы составить представление о том, какой он видит внешнюю политику Франции. Новый президент явно стремится вернуть стране статус одной из великих держав, его внешнеполитический стиль сочетает трезвый реализм и страстный идеализм, а главный приоритет – заявка на европейское лидерство. Еще со времен президентской кампании Макрон настаивает, что Франция должна играть роль посредника в международных кризисах.
 
Таких кризисов сейчас в мире в избытке, и большинство из них так или иначе связаны с нарастающей враждебностью в отношениях России и Запада. Неутихающие столкновения на востоке Украины, подвешенный вопрос о статусе Крыма, наращивание военного присутствия России и НАТО на Балтике, затяжные конфликты в Молдавии и на Южном Кавказе – все это создает в Европе напряженную атмосферу нестабильности.

Макрон с самого начала показал, что готов активно работать с российским президентом Путиным, у которого были сложные отношения с предыдущим президентом Франции – Франсуа Олландом. Макрон старается не занимать однозначно проамериканскую или пророссийскую позицию, а считает, что сотрудничество и с США, и с Россией необходимо, чтобы добиться результатов в самых разных областях, от Украины до Сирии.

Нежелание становиться на ту или другую сторону также объясняется проблемами, которые в последнее время возникли у Франции в отношениях с обеими странами. США вышли из Парижского соглашения о климате, а Россию обвиняют в организации кибератаки на штаб Макрона во время президентской кампании. Но главное, президент Франции надеется, что такая стратегия посредничества обеспечит определенный уровень диалога между Вашингтоном и Москвой, а это поможет разрешению украинского и сирийского конфликтов и смягчит остроту противостояния между Россией и НАТО на востоке Европы.

Также Макрон стремится снизить напряжение и в отношениях России с Европой, поэтому включает в число приоритетов темы, которые открывают возможности для сотрудничества и сближения: борьбе с терроризмом, стабилизации «несостоявшихся государств» и регулированию колоссального потока миграции из Африки и с Ближнего Востока.

Для борьбы с терроризмом Макрон предлагает вернуться к проекту общеевропейской системы обороны PESCO («постоянное структурированное сотрудничество»). В прошлом эта идея не получила хода из-за недостатка финансирования, необходимости единогласной поддержки и того, что часть компетенций PESCO совпадала с функциями НАТО.

Борьба с терроризмом прямо связана со стабилизацией «несостоявшихся государств», главных источников экстремизма. Макрон расширил военную поддержку сирийских сил, сражающихся с ИГИЛ, предостерег от применения химического оружия и пообещал дальнейшую гуманитарную помощь. Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан назвал меморандум о деэскалации в Сирии, подписанный Россией, Турцией и Ираном, обнадеживающим первым шагом, но подчеркнул необходимость более долгосрочного политического решения.

Представления Макрона о том, как нужно стабилизировать ситуацию в Сирии, опираются на два основных пункта: во-первых, необходимо гарантировать права меньшинств, а во-вторых, нынешнему президенту Башару Асаду тоже может быть отведена определенная роль в послевоенном урегулировании. Франсуа Олланд жестко выступал против сохранения Асада у власти, но, как объяснил Макрон в недавнем интервью, альтернативные лидеры в Сирии отсутствуют, поэтому без Асада в стране не получится восстановить хотя бы подобие государственности. Этот подход, за который Ле Дриан выступал еще на посту министра обороны при Олланде, открывает для Франции возможность более тесного сотрудничества с Россией по сирийскому урегулированию.

В числе приоритетов Макрона есть и другое «несостоявшееся государство» – разрушенная войной Ливия. Макрон призвал к созданию единой ливийской армии с участием командующего ополчением на востоке страны генерала Хафтара, которого поддерживает и Москва. Задачей этой армии станет борьба с исламистами. Стабилизация в Ливии позволит ограничить потоки беженцев из Северной Африки в ЕС, а это еще один важный пункт внешней политики Макрона.

После того как президент США Дональд Трамп отказался сертифицировать соблюдение иранскими властями условий ядерной сделки 2015 года, Макрон объявил о намерении нанести визит в Иран. А Путин, ездивший в Тегеран в ноябре 2017 года, провел телефонный разговор с Макроном по итогам поездки.

Для ослабления напряженности между Европой и Россией самое главное – урегулировать украинский кризис. Макрон, разумеется, обвинил Россию в аннексии Крыма и одобрил продление антироссийских санкций ЕС. В то же время президент Франции проявил реальный интерес к совместной работе с Москвой по стабилизации обстановки в Донбассе, что в конечном счете может привести к постепенному смягчению санкций. В частности, Макрон договорился с Путиным возобновить переговоры «нормандской четверки» – Франции, Германии, России и Украины.

Хотя Макрон считает Минские договоренности 2015 года оптимальным рецептом разрешения конфликта и полагает, что их результативность оценивать пока рано, он стремится изменить подход к этому кризису. По мнению президента Франции, нужно перестать спорить о принципах Минских договоренностей и сосредоточиться на их реальном воплощении в жизнь. Макрон предложил составить детальный план отвода сил от линии соприкосновения, расширить участие международных наблюдателей, более плотно заняться гуманитарной ситуацией и обменом пленных. По этим вопросам он уже пообщался с Ангелой Меркель, Владимиром Путиным и президентом Украины Петром Порошенко.

Инициативы Макрона придали новый импульс французской внешней политике. Ему определенно удалось поднять статус Парижа в международных делах, в том числе в вопросах европейской безопасности и в отношениях с Россией. После того как недавние выборы в Бундестаг ослабили позиции Ангелы Меркель, Макрону удалось перехватить инициативу в регулировании непростых отношений Европы и России. Его планируемое участие в Петербургском экономическом форуме в мае 2018 года может помочь возобновить нормальный диалог между бывшими партнерами, прояснить политические разногласия Европы и России, а также расширить экономическое и культурное сотрудничество.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Европейская безопасность», реализуемого при финансовой поддержке Министерства иностранных дел и по делам Содружества (Великобритания)

следующего автора:
  • Charlotte Desprat