В последние годы Россия неоднократно пыталась реформировать миграционную политику, однако, несмотря на все усилия, не смогла добиться ни существенного снижения нелегальной миграции, ни изменения трудовых потоков в пользу более квалифицированных мигрантов. Количество нелегальных трудовых мигрантов в стране оценивается в три—пять миллионов человек, что как минимум в два раза превышает численность легально трудоустроенных иностранных граждан. Подавляющее большинство мигрантов сегодня — это низкоквалифицированные рабочие из стран СНГ, Турции, Китая и Вьетнама; доля высококвалифицированных специалистов остается незначительной и едва превышает 20 тыс. человек в год.

Принципиальная неспособность власти контролировать трудовую миграцию напрямую связана с особенностями российского миграционного режима на постсоветском пространстве. С одной стороны, РФ держит открытыми границы со странами СНГ, стимулируя региональную мобильность; с другой — ограничивает возможности легального проживания и трудоустройства иностранных граждан, пытаясь тем самым компенсировать издержки от свободного перемещения. Как показывает мировая практика, подобный режим, основанный на сочетании либеральных и ограничительных принципов, эффективно действует между развитыми странами, но несостоятелен в условиях серьезного социально-экономического разрыва между участниками миграционного обмена. В последнем случае структурные факторы, движущие миграцию, оказываются намного сильнее способности принимающего государства удерживать миграционные процессы в установленных рамках.

В свое время этот урок пришлось усвоить многим развитым странам, которые столкнулись с массовой иммиграцией из развивающихся стран, в том числе из государств — партнеров по региональным интеграционным объединениям. Большинство из них решили эту проблему путем перехода на последовательно ограничительную либо последовательно либеральную миграционную политику. Так, США в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) ввели визовый режим с Мексикой, дополнив жесткую политику занятости мигрантов не менее жестким режимом пересечения границ. Ведущие страны Западной Европы продемонстрировали противоположный, либеральный, подход в отношении своих южных и восточных соседей в рамках Европейского союза, не только установив свободное перемещение с этими странами, но и сняв ограничения на трудоустройство граждан Центральной и Восточной Европы в рамках общего рынка труда. В обоих случаях выбор в пользу последовательного режима повысил эффективность миграционного управления, хотя и был сопряжен с дополнительными издержками для принимающих стран.

Опираясь на уже накопленный другими государствами опыт, можно прогнозировать сценарии развития российской ситуации и совершенствовать меры реагирования на миграционные вызовы, с которыми сталкивается наша страна. …