Майским указам президента, которые стали «витринной» социальной программой Владимира Путина на его третий срок, уже пять лет. Одной из целей было обеспечить минимально приемлемый уровень жизни тех, кто составляет социальную и электоральную базу нынешнего режима: например, довести зарплаты учителям, врачам, соцработникам до уровня выше среднего по региону. Пришла пора подводить итоги. И в Кремле 4 мая состоялось совместное заседание Госсовета и комиссии при президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития. В тот же день правительство обнародовало справку о состоянии исполнения поручений, данных в связи с майскими указами. Если говорить языком плакатов 1970-х: «Пятилетке качества — рабочую гарантию!»

Андрей Колесников — руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского Центра Карнеги.
Андрей Колесников

Руководитель программы «Российская внутренняя политика
и политические институты»

Другие материалы эксперта…

Отчет напоминает условие задачи из учебника математики: «Всего в майских указах содержится 218 поручений правительству. Из них к настоящему времени правительство должно было выполнить 180 поручений. Выполнено и снято с контроля 165 поручений — 91,7% от числа поручений, которые должны были быть выполнены к настоящему времени». Логично сформулировать вопрос: «Спрашивается — насколько вырос уровень жизни россиян, если учесть падение рубля, инфляцию, падение реальных доходов, эффект санкций и контрсанкций, ухудшение условий торговли, огосударствление экономики, отсутствие конкуренции и защиты прав собственности, нагромождение регулятивных норм, усложнение налоговой системы и многообразие неналоговых платежей?»

«Постправда» в цифрах

Разумеется, отмониторить эту «поправку на политический ветер» невозможно, потому что решается не содержательная, а счетная задача. К счетным же задачам сводится государственная политика последних лет. С этой точки зрения все хорошо. И главный вывод любой отчетной таблицы по поручениям: «Снято с контроля».

Вот за это начальство и не любят. За мышление пятилетками. За абсолютно советский и даже превзошедший советский культ отчетности и формального контроля. За подгонку цифр и манипулирование методиками — лишь бы показатель был достигнут. Меняется, например, определение высокопроизводительного рабочего места — и немедленно их число увеличивается. К высокотехнологичной экономике эта манипуляция не имеет никакого отношения. Или подвергается изменениям сама структура социальных выплат — и на выходе получается, что зарплата достигла формальных целевых значений, а на руки врач или учитель стал получать меньше. И таких маленьких хитростей очень много. На выходе получается «постправда» в цифрах без фактов, отдаленное эхо Программы КПСС 1961 года.

Выстраивается фальшивый образ будущего в нагромождении цифр и долей процентов, что должно изображать близость руководства страны к людям труда и его предельный прагматизм. Но в этой цифровой щебенке, которую можно насыпать самосвалами, тонут и представления о будущем, и вообще смысл государственной политики.

И это нормально для страны, где, по официальному докладу ФАС о состоянии конкуренции, вклад государства и госкомпаний в ВВП составляет 70%. Это мышление «пятилетками» и воображаемыми достижениями, каждое из которых при внешней прагматичности — утопично. Это государствоцентричная политика: мы вам зададим корм, а потом отчитаемся о том, что вы его получили. Государство само себе поставило формальные задачи, само себя проверило, сосчитало и успокоилось: «электоральное мясо» накормлено, «пушечное мясо» обеспечено довольствием. Значит, власть сохранена, можно и дальше пожинать плоды ресурсного и институционального проклятий.

Ошибка в целеполагании

От государства требуется не раздача денег с параллельным кормлением «нематериальными ценностями» — гордостью за взятие Крыма, ударное строительство осажденной крепости и меткое бомбометание деньгами налогоплательщиков за тысячи километров от российских границ, а создание нормальной среды для функционирования экономики и ее субъектов. Меньше регулирования, соблюдение правил игры, больше частной экономики, защиты от силовиков, контролеров и меньше налогов. Ничего нового со времен Адама Смита не придумано. Вместо этого государство в торжественной обстановке подсовывает всей стране «лукавую цифру», в которую все равно никто не верит или не замечает, и продолжает обманывать само себя.

У заседания Госсовета была четкая повестка, от которой президент рекомендовал не отклоняться: работа МФЦ, оценка качества социальных услуг и расселение граждан из аварийного жилья. Это те зоны, где лучше цифры или где действительно что-то было сделано, как в случае с многофункциональными центрами. Попытки обсудить на заседании собственно исполнение майских указов (например, главой «Справедливой России» Сергеем Мироновым) были пресечены лично главой государства, и это можно понять. Пусть они, эти указы, будут уже формально выполнены, и о них стоит поскорее забыть. Чтобы начать новую предвыборную кампанию с новыми целевыми показателями и гонкой за приз, кто лучше всех оказал социальную помощь, в том числе тем, кто составляет удивительный феномен — «работающие бедные».

Это самый очевидный показатель того, что страна осталась бедной и главный дистрибьютор ресурсов по-прежнему государство. Ему так удобнее и безопаснее: лучше подкармливать электорат с руки, чем дать ему «удочку» и нормальную среду для конкуренции и зарабатывания денег. Но это принципиально иная задача. Во всяком случае на заседании Госсовета она не ставилась.

Оригинал статьи был опубликован на РБК