Московский Центр Карнеги провел круглый стол, посвященный трансграничному структурированию бизнеса и роли офшоров в российской экономике.

Стенограмма

По разным причинам начиная с первых лет функционирования рыночной экономики в России центрами структурирования, консолидации, построения значимых контрактных отношений, сбережения средств для российских предпринимателей и в большой степени для государства стали территории вне России, в первую очередь так называемые «офшорные юрисдикции».

Несколько волн «борьбы» с офшорами заканчивались либо ничем, либо изменениями в системе построения офшорных связей без существенного уменьшения их роли. Последние законодательные новации, в том числе поправки в Налоговый кодекс, принципиально отличаются от более ранних попыток влияния на систему как своим качеством и близостью к мировым стандартам, так и сменой фокуса с искоренения офшорных практик на их регулирование. Тем не менее, основные причины беспрецедентной роли офшоров в экономической жизни России, по всей видимости, сохраняются.

В дискуссии приняли участие представители разных взглядов на проблемы офшорной экономики — юристы, бизнесмены и финансисты. Участники обсудили этапы развития «офшорного дела» в России, текущую ситуацию, опыт других стран и перспективы офшоров в российской экономике. Поднятые проблемы можно разделить на следующие группы:

  • Каковы исторические корни использования офшоров в российской экономике, помимо ухода от налогов и отмывания денег?
  • Как влияет на состояние российской экономики офшорный характер реинвестирования капиталов?
  • Почему, несмотря на относительную простоту возможных мер, российское руководство никогда не предпринимало попыток повлиять на структуру инвестиций, в которой преобладают офшорные центры? Существует ли позитивная составляющая в использовании офшоров?
  • Каковы лучшие практики использования офшоров, и какие существуют подводные камни? Как эти практики согласуются с законодательством?
  • Какие изменения происходят сегодня в связи с новациями в Налоговом кодексе и другими изменениями законодательства в плане трансграничных капитальных операций? Можно ли говорить о тенденциях и пытаться предугадать следующие шаги законодателей?
  • Может ли Россия использовать сложившиеся мировые офшорные практики в своих интересах?