Чтобы реформировать систему образования, недостаточно изменить структуру университетов и характер подготовки вузовских преподавателей, а также укрепить связь вузов с наукой. Для того чтобы университетское образование способствовало эффективному развитию России и закреплению ее места среди ведущих держав, потребуется куда большее: модернизационный сдвиг в мироощущении россиян, в их системе ценностей. Впрочем, между тем и другим существует неразрывная связь, и сдвиг в мировосприятии невозможен без реформы образования. 

От редактора
Мария Липман

Реформа образования: проекты и перспективы

Пять принципов построения нового университета
Вадим Радаев
«Нынешние дискуссии о модернизации и инновациях страдают характерным недостатком: все разговоры начинаются с того, что необходимо найти субъект преобразований, но тут же сводятся к обсуждению общих процессов, еще через минуту утыкаясь в проблемы политической власти и недееспособных чиновников, то есть почти сразу заходят в тупик. Мы же будем исходить из того, что объектом деятельности лучше всего сделать самого себя (свою организацию), а уже изменяя себя, пытаться влиять на более общие процессы».

Российские вузы-флагманы
Игорь Федюкин, Исак Фрумин
«За последние несколько лет особым статусом в России были наделены почти четыре десятка университетов. Помимо находящихся в уникальном положении МГУ и СПбГУ к вузам-флагманам относятся теперь 7 федеральных и 29 национальных исследовательских университетов. В целом круг университетов, на развитие которых делают ставку федеральные власти, обозначен, и сегодня можно попытаться оценить как саму программу формирования вузов-флагманов, так и ее вероятные последствия».

Качество или диплом?
Борис Дубин
«Основной ценностью и вместе с тем ценностным дефицитом нынешнего российского общества в высказываниях практически всех опрошенных социальных групп выступают деньги. Такова “плата” за слишком большой и скоростной разрыв — между богатыми и бедными группами населения; социально-статусными верхами и низами; социокультурными центрами российского общества и его гигантской по географическому масштабу и по объему населения периферией; между 15—20 процентами взрослых россиян, составляющих более успешные фракции общества, и массами “лузеров”, возрастным, образовательным, статусным большинством».

Обучение инновациям в России и в Китае
Харли Балзер
«Сегодня и Россия, и Китай стремятся создать в своих странах исследовательские университеты мирового класса. Для руководителей обеих стран желанным проектом модернизации является построение высокотехнологичной инновационной экономики; соответственно, правительства считают, что для достижения этой цели необходимы инвестиции в человеческий капитал. И те и другие сталкиваются с одной и той же проблемой: как построить конкурентоспособную инновационную экономику на развалинах системы советского типа».

Российское высшее образование: сопоставление с США
Тимоти О’Коннор
«Следует отметить, что не существует некоего универсального образовательного образца. Речь идет об адекватности системы образования страны тем задачам, которые она перед собой ставит. К тому же необходимо помнить, что модернизация высшего образования невозможна без изменения структуры и системы средней школы. Школьное обучение создает некий плацдарм для высшего образования, так что абитуриент, окончивший школу советского образца, не сможет успешно адаптироваться к чужой для его страны образовательной системе».

Статьи

Стабилизация без модернизации
Наталья Зубаревич
«В развитых экономиках кризисы модернизируют рынки труда, сокращая неэффективную занятость. Это болезненный процесс, требующий масштабной поддержки высвобождаемых со стороны государства, но без такой санации модернизация занятости невозможна. Россия продемонстрировала особый путь адаптации — не через стандартное для других стран высвобождение работников, а через распределение кризисных издержек на всех занятых в виде снижения заработков. Изменился ли этот тренд в ходе нового кризиса?»

«Глиняные ноги» партии власти
Олег Подвинцев
«Итоги избирательных кампаний с осени 2008-го по весну 2010 года позволяют сделать вывод о нарастании у “Единой России” проблем на выборах глав муниципалитетов. При этом не стоит недооценивать значимость выборов глав муниципальных образований, зачастую они имеют принципиальное значение. Явка избирателей на них, как правило, уступает явке на федеральные выборы, в том числе на выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ, но у общественно активной части населения они вызывают, возможно, даже больший интерес».

Рецензии

Рецензия на книгу: Ronald D. Asmus. A Little War that Shook the World: Georgia, Russia, and the Future of the West
Томас де Ваал

Рецензия на книгу: Gholam Reza Afkhami. The Life and Times of the Shah
Константин фон Эггерт