Выбор Сочи в качестве столицы Зимних Олимпийских игр 2014 года актуализировал все темы, связанные с «черкесским вопросом», а также к настоящему времени активизировал и в некоторых вопросах размежевал черкесские общественные организации. Об этом на мероприятии в Московском Центре Карнеги говорила старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева. Модератором мероприятия был сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

Черкесы в России и за рубежом

  • Места проживания. Черкесские (адыгские) народы живут на территории Кавказа — как в России, так и за ее пределами, а также в Турции, Иордании, Сирии, Израиле, Ливии, Египте, США, Франции, Германии в составе крупных черкесских диаспор (по разным оценкам, численность черкесской диаспоры достигает 7-10 млн человек). В составе РФ черкесские народы имеют свою государственность в рамках т. н. «двусоставных» республик — Кабардино-Балкарии (кабардинцы, т. е. черкесы, составляют большинство по отношению к балкарцам) и Карачаево-Черкесии (черкесы составляют меньшинство по отношению к преобладающему этносу — карачаевцам), а также в рамках Республики Адыгея (черкесы находятся в меньшинстве по отношению к русскому населению).
     
  • Специфика наименования. Когда речь идет о черкесах и черкесских народах, по сути дела, имеется в виду один народ — адыги (черкесы — это экзоэтноним, т. е. внешнее наименование народа, известное в исторических источниках с XIII века). В разных субъектах РФ этот народ имеет разные наименования: в Адыгее — адыгейцы, в Кабардино-Балкарии — кабардинцы, в Карачаево-Черкесии — черкесы. В ходе российской переписи населения 2010 года адыгской молодежью и интеллигенцией через ведущие черкесские порталы мира была инициирована кампания фиксации адыгов под единым названием «черкесы» («Один народ — одно название — одно будущее»).

Что такое «черкесский вопрос»?

  • Разнообразие мнений. По словам Н. Нефляшевой, среди основных акторов, вовлеченных в разрешение «черкесского вопроса», существуют разные акценты при определении его сущности. Разные политические силы и общественные организации вкладывают в понятие «черкесский вопрос» различное содержание. Так, например, черкесские общественные организации Карачаево-Черкесии подразумевают под «черкесским вопросом» прежде всего необходимость восстановления автономии черкесов данной республики в пределах Ставропольского края. Общественные объединения Кабардино-Балкарии делают основной акцент на возвращении прежнего статуса землям, отнесенным к разряду т. н. межселенных территорий. Глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков вообще считает, что «“черкесский вопрос” — это надуманная тема, с которой носятся три-четыре больных человека», как он заявил в своем интервью журналу «Эксперт» от 24 января 2011 г.
     
  • «Черкесские конгрессы» и три основные темы. Н. Нефляшева подчеркнула, что для трех объединений — «Черкесских конгрессов» Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии — суть «черкесского вопроса» составляют три основные темы, которые при этом так или иначе неизменно присутствуют в дискурсе всех черкесских организаций:

    • необходимость осмысления характера и последствий военных действий Российской империи в ходе Кавказской войны XIX в. как геноцида по отношению к коренному населению — адыгам (черкесам);
       
    • предоставление двойного гражданства черкесам диаспоры, юридическое обеспечение возможности репатриации представителей черкесской диаспоры на историческую родину;
       
    • возможность объединения черкесов Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также шапсугов Причерноморья в единый субъект РФ — Черкесию.  

Противоречия вокруг Олимпиады в Сочи

Начиная с 2007 года, когда был сделан выбор в пользу Сочи в качестве столицы Зимних Олимпийских игр 2014 г., актуализировались все темы, связанные с «черкесским вопросом». К 2010 году данное решение также активизировало и выявило противоречия среди черкесских общественно-политических организаций в отношении позиции по Сочи-2014, подчеркнула Н. Нефляшева. Кроме того, «черкесскую тематику» в качестве инструмента своей политики стала активно эксплуатировать Грузия.

  • В поддержку Олимпиады. По словам Н. Нефляшевой, большинство черкесских организаций России, включая Совет старейшин черкесского народа (Карачаево-Черкесская республика) и Международную черкесскую ассоциацию, а также «Адыгэ Хасэ» Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии и другие организации, поддерживают проведение Олимпиады в Сочи, «призывая использовать черкесский компонент в оформлении, символике и культурной программе Игр».
     
  • Против Олимпиады. Однако против Олимпиады выступают три организации — «Черкесские конгрессы» Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Они указывают на то, что проведение Олимпиады в Сочи при замалчивании той демографической и культурной катастрофы, которая произошла с черкесами в XIX веке, невозможно. Территория, на которой расположен Сочи, подчеркивают «Черкесские конгрессы», занимает особое место в исторической памяти черкесов; она являлась в XIX в. зоной абхазо-адыгского этногенеза и «центром черкесской этнической мобилизации» в 1860-е годы. Сочи был также одним из портов, через которые осуществлялась депортация черкесов в Османскую империю, в результате которой численность коренного населения Северо-Западного Кавказа уменьшилась на 96%. 

Н. Нефляшева считает, что «черкесский вопрос» в свете предстоящей Олимпиады нуждается в широком обсуждении как со стороны черкесского сообщества, так и со стороны российской власти.

Олимпиада и общая нестабильность на Северном Кавказе

Участники дискуссии пришли к выводу, что сам «черкесский вопрос» в настоящий момент не представляет реальной угрозы для проведения Олимпиады в Сочи. Однако А. Малашенко отметил, что на проведение Олимпиады может серьезно повлиять общая нестабильность на Северном Кавказе. Нельзя полностью исключить вероятность приуроченных к Олимпиаде терактов со стороны радикально настроенных кавказских исламистов.