Краткий обзор системы религиозного образования в зарегистрированных религиозных учреждениях и образования по религии в государственных школах и институтах в Республике Узбекистан

Можно ли утверждать, что государственная система образования в Вашей стране стремится представлять религию и религиозные вопросы в положительном свете и в качестве источника толерантности?

Религиозная политика в Республике Узбекистан основывается на принципах светского характера государства и его толерантности, т.е. веротерпимое и равноправное отношение ко всем религиям, стремление государства к развитию здорового и конструктивного сотрудничества с религией. Базовым является то, что в Узбекистане существует и развивается поликонфессиональное общество.

Позитивные изменения, произошедшие в государственной политике за годы независимого развития страны в сфере религии, обусловили также коренные перемены в образовательной сфере, позволившие решение широкого спектра вопросов, связанных с совершенствованием системы религиозного образования в Узбекистане.

Наиболее важным шагом в этом направлении стало принятие Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» (новая редакция была принята парламентом страны 1 мая 1998 г.). В частности, согласно его статьям:

  • Не допускается какое-либо принуждение …в получении религиозного образования… вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации, а также обучение их религии, вопреки их воле, воле родителей или лиц, их заменяющих (Статья 3).
  • Система образования в Республике Узбекистан отделена от религии. Не допускается включение религиозных дисциплин в учебные программы системы образования.
  • Право на светское образование обеспечивается гражданам Республики Узбекистан независимо от их отношения к религии (Статья 7. Система образования и религия).

Основываясь на вышеизложенном, в то же время следует отметить, что государственная система образования включает в учебные программы преподавания таких дисциплин как «История религий мира» в 9 классе средней школы, «Основы религиоведения» и «Духовно-просветительские основы борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом» в форме специальных курсов – для академических лицеев и колледжей. Учебные программы первых курсов вузов содержит учебный предмет «Основы духовности: религиоведение».

При этом предпочтение не отдается ни одной из религий, исключается, пусть даже косвенная, пропаганда какой-либо из них, преследуется цель – предоставить сведения общего, исторического плана о возникновении и развитии той или иной религии. При этом особое внимание уделяется на воспитание каждого учащегося и студента в духе религиозной толерантности, уважительного отношения к представителям другой конфессии.

Такая целенаправленная деятельность позволяет в целом создать условия для воспитания молодого поколения с твердыми убеждениями и устойчивыми взглядами, формирования у него правильного и сознательного представления о религии, способными противостоять влиянию религиозного экстремизма и терроризма.

Существует ли проблемы с квалификацией кадров в государственной системе образования?

В государственной системе образования существует целый цикл курсов повышения квалификации для преподавателей средних школ, академических лицеев и колледжей, вузов в целом, и учителей, занимающимся преподаванием указанных выше предметов, которые охватывают и «религиозную тему». В зависимости от стажа работы и специальности они в течение длительного времени, периодами проходят многоступенчатую систему переподготовки и повышения квалификации: на областном, ведомственном и республиканском уровнях.

В системе подготовки соответствующих кадров для системы образования, в том числе духовной сферы, а также формирования у молодежи адекватного отношения к религиозному фактору особое место занимает Ташкентский исламский университет, образованный в 1999 году по инициативе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова.

Одним из наиболее важных звеньев повышения квалификации является факультет повышения квалификации и переподготовки кадров этого вуза, в том числе преподавателей по учебному курсу «Религиоведение и основы духовности», специалистов, занимающихся религиозной проблематикой. В программу обучения включены и вопросы борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом. С 2000 года по настоящее время на данных курсах подготовку прошли 49 236 представителей общественных организаций, специалистов сферы образования и педагогические кадры, для 37 163 из которых курсы были организованы на местах. Из этого числа более 4000 слушателей относятся к категории профессоров и преподавателей высших - светских учебных заведений, преподающих учебные дисциплины религиозной направленности, учителей религиозных учебных заведений и экспертов.

Имеются ли качественные учебные и пособные материалы?

Серьезные проблемы с учебными и пособными материалами в зарегистрированных религиозных учреждениях отсутствуют, поскольку процесс модернизации за годы независимости затронул и религиозную систему образования. За прошедшие годы в основном преподавателями этих учреждений и религиозными деятелями республики создано более 20 учебников и учебных пособий, предназначенных для этой категории студентов и учащихся. В их числе цикл сборников муфтия Узбекистана У.Алимова под общим названием «Вы спрашивали», охватывающий 2007-2013 гг. и содержащий ответы на широкий круг вопросов по Фетву и современным аспектам фикха (исламского права), «Перевод Значений смыслов Корана», автор шейх А.Мансуров, зампредседателя Духовном управлении мусульман Узбекистана (ДУМУ), «Ислам и фундаменталистские течения», учебное пособие, 2013 г., принадлежащее перу зампредседателя ДУМУ А.Тулепова, а также книга “История общественно-политических и религиозных течение народов Центральной Азии”, 2011г., коллектив авторов.

Указанные материалы используются в учебном процессе студентов Ташкентского исламского института при ДУМУ. В то же время, согласно установленным правилам, при преподавании общественно-гуманитарных дисциплин (так называемого «первого блока») используются учебники и другие учебные материалы, предназначенные для светских учебных заведений. Осуществляемая с 1999 года практика внедрения в зарегистрированных религиозных учреждениях (Ташкентский исламский институт при ДУМУ и 9 средне - специальные духовные исламские учебные заведения) новых учебных планов и программ, приближенных к «Государственным стандартам образования», способствовала расширению диапазона знаний у обучающихся и установлению ими диалога со светской наукой и духовной сферой.

Особо стоит отметить Научно-исследовательский центр исламоведения Ташкентского исламского университета, в рамках фундаментальных и прикладных направлений исследований занимающийся изданием учебников, учебных программ и пособий (только лишь за 2011-2013 гг. подготовлено более 20 учебных и пособных материалов) по религиоведению – исламоведению, философии ислама для учреждений светской образовательной системы и широкой общественности, основная часть которых включены и в учебные программы религиозных учебных заведений.

Можно ли утверждать, что эксперты, отвечающие за подготовку и выпуск этих материалов, имеют достаточный уровень образования и профессиональной подготовки? Если да, то какую подготовку они проходят?

Эксперты, осуществляющие деятельность в этой сфере, в целом отвечают требованиям, предъявляемым к такой категории госслужащих, как с точки зрения профессиональной подготовки, так и их уровня образования, которые, как правило, прежде всего, имеют соответствующую теоретическую и практическую базу для проведения такой деятельности. В обязанности экспертов, в том числе вменяется работа по осуществлению мониторинга книг и других печатных изданий религиозной направленности.

Хорошим подспорьем в данной сфере является Положение о порядке осуществления деятельности по изготовлению, ввозу и распространению материалов религиозного содержания на территории республики, утвержденное Правительством Узбекистана в январе 2014 года. Теперь данная деятельность допускается только после проведения государственной религиоведческой экспертизы. Для ее проведения контрольный экземпляр и необходимая информация о материалах, предназначенных для изготовления, предварительно представляются в Комитет по делам религий при Кабинете Министров. Этот орган будет проводить экспертизу религиозной литературы, он же ведет Единый реестр заключений государственной религиоведческой экспертизы.

Каковы отношения между зарегистрированными религиозными учреждениями и процессом подготовки учебных и пособных материалов?

Согласно законодательства Республики Узбекистан, нельзя включать в учебные программы системы образования религиозные дисциплины, это не касается предметов, которые дают информацию о религии. В процессе преподавания таких предметов представляются сведения энциклопедического характера о мировых и национальных религиях, связанными с ними обрядах и ритуалах. Этим дисциплинам не свойственен «религиозный дух».

Зарегистрированные религиозные учреждения осуществляют преподавание по всем дисциплинам в основном по своим учебным материалам, за исключением общегуманитарных предметов, а также иностранным языкам. Учебники и другие учебные пособия готовятся самим преподавательским составом этих учреждений, имеющим большой опыт работы в системе религиозного образования.

В то же время нужно отметить, что в учебниках «Религиоведение», «История религий мира» даются сведения практически об основных религиях и религиозных обрядах и традициях, в предметы «Религиоведение», «Этика», «Основы духовности», «Литература» включен ряд тем, содержащие ояты из Корана, хадисы и ривояты (предания, сказания), призывающие к гуманности, патриотизму, уважению к родителям и добрым взаимоотношениям между людьми.

Каковы отношения между зарегистрированными религиозными учреждениями и образовательными процессами в государственных школах?

По «Закону об образовании» Республики Узбекистан не установлен предельный возраст для получения высшего образования, в то же время имеют место возрастные ограничения в некоторых религиозных учебных учреждениях для поступления в них, которые составляют от 35 до 40 лет.

Согласно 4-статье 9-раздела «Закона о свободе совести и религиозных организациях» запрещается преподавание религиозного образования в частном порядке.

Представители зарегистрированных религиозных учреждений принимают участие в духовно-просветительских мероприятиях, проводимых в государственных образовательных организациях, способствуя пропаганде общечеловеческих ценностей, места и роли религии в жизни общества.

Дополнительно также можно отметить несколько моментов:

  • принимаются целенаправленные меры по поднятию уровня общей подготовки служителей культа, в чем существенную роль играет Международный центр Имама Бухари в Самаркандской области, созданный 23 мая 2008 года на базе Центра изучения хадисов. Одно из основных направлений деятельности Центра - организация курсов повышения квалификации для имамов действующих мечетей Республики. Занятия проводятся видными государственными и общественными деятелями, учеными экономистами, правоведами, историками, политологами, а также известными религиозными деятелями.
  • ярким выражением изменений в сфере религиозного образования является внимание подготовке компетентных религиозных кадров в достаточном количестве. В этом плане особое место занимает Постановление N 364 Кабинета Министров Республики Узбекистан, принятое 22 августа 2003 года. Согласно этому Постановлению, дипломы, выдаваемые выпускникам Ташкентского исламского института и средних специальных религиозных учебных заведений, где даются параллельно и религиозные и светские предметы, были приравнены к государственным документам об образовании. Это позволило выпускникам активно интегрироваться в общественно-политическую жизнь общества, продолжить учебу в системе государственного высшего образования.

Данный материал подготовлен для международной конференции «Религия и общество», 24-25 февраля, Бишкек, Кыргызская Республика.