Как заявил секретарь СНБО Украины Александр Турчинов, Россия планирует развернуть в Крыму полк бомбардировщиков Ту-22М3, оборудованных для несения ракет с ядерными боевыми частями. В группировку в Крыму также войдут три дивизиона оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-К» и «Искандер-М», которые, по словам А. Турчинова, будут укомплектованы ракетами с ядерными боеголовками. Также, по его словам, Россия собирается переоборудовать музейный комплекс «Балаклава» в центр комплектации и обслуживания ядерных боеголовок на подводных лодках. Поэтому, как он сказал, Киев может начать консультации по размещению в стране компонентов системы ПРО, и этот шаг продиктован «ядерной опасностью», которая исходит от России.

Можно полагать, что такие заявления находятся в русле нагнетания руководством Украины угрозы возможного нарушения сепаратистами минских соглашений и наступления при поддержке Москвы на Мариуполь и другие районы страны.

Владимир Дворкин
Генерал-майор в отставке Владимир Зиновьевич Дворкин является главным научным сотрудником Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова.
More >

Однако руководство России в условиях санкций и антисанкций не меньше США и государств ЕС заинтересовано в выполнении минских соглашений и не станет, судя по всему, поддерживать сепаратистов.

То, что бомбардировщики Ту-22М3 и ракетные комплексы «Искандер» могут быть оснащены ядерным оружием, давно известно, однако о создании в Крыму ядерной инфраструктуры никакой достоверной информации нет, да и военная целесообразность в ней, по моим оценкам, отсутствует, в том числе в связи с неоправданными затратами.

Кроме того, угроза ядерного удара со стороны России по территории Украины представляется полным абсурдом по многим причинам, и не только из-за главной роли ядерного оружия как фактора сдерживания, но, в том числе, из-за катастрофических последствий даже одиночного ядерного взрыва для территорий Украины и России.

Вместе с тем заявления А. Турчинова появились на фоне продолжающегося определённое время «ядерного психоза» как следствия не только растиражированных слов президента России в кинофильме о Крыме, но и заявлений в СМИ отдельных крайне агрессивно настроенных российских экспертов и даже посла России в Дании, который, как написала газета Jyllands-Posten, сказал: «Я не думаю, что датчане в полной мере понимают последствия, если страна присоединится к возглавляемой США системе противоракетной обороны. Если это произойдет, датские военные корабли станут мишенями для российских ядерных ракет».

Что же касается размещения на территории Украины системы ПРО США, то с точки зрения защиты Европы от баллистических ракет Ирана это не повысит эффективность ПРО в Европе, которая развёртывается в соответствии с адаптивной трёхфазной программой США. Наземные её компоненты с противоракетами SM-3 различной модификации будут размещены в Девеселу (Румыния) и Редзиково (Польша).

Как показали неоднократные расчёты независимых специалистов, эти две наземные базы вместе с морским компонентом системы ПРО будут вполне способны отразить атаки только единичных или групповых пусков баллистических ракет Ирана и не повлияют на потенциал ядерного сдерживания России. С другой стороны, размещение базы ПРО в Украине не повысит эффективность защиты Европы. Кроме того, существуют значительные финансовые ограничения военного бюджета США.

В настоящее время появляется достаточно много комментариев на тему достижения к концу июня того, что названо Всеобъемлющим соглашением «шестёрки» с Ираном по его ядерной программе, гарантирующим исключительно мирный характер этой программы. Упоминается заявление президента США Барака Обамы о том, что если ядерной угрозы со стороны Ирана не будет, то система ПРО в Европе будет не нужна. Однако теперь, судя по выступлениям представителей американской администрации, это не повлияет на планы развёртывания ПРО США для защиты территории Европы.

Помимо изменчивости в отдельных направлениях американской политики, принятых законов по программе ПРО, активного лоббирования военно-промышленными компаниями своих интересов, существуют и причины, связанные с отсутствием ограничений на развитие иранской ракетной программы. Так, например, твердотопливная баллистическая ракета Ирана средней дальности мобильного базирования «Седжил-2» уже теперь способна поражать цели на дальности 2200-2400 км с полезной нагрузкой до 750 кг. По оценкам экспертов, при совершенствовании её конструкции дальность ракеты составит примерно 3500 км, и зона досягаемости позволит наносить удары по большинству объектов на территории европейских государств.

При оснащении такой ракеты неядерной боевой частью под угрозой поражения могут оказаться многие объекты мирной ядерной энергетики, в том числе АЭС, исследовательские ядерные реакторы в мегаполисах, хранилища ядерных материалов и другие критические объекты в городах. Поэтому защита подобных объектов с помощью систем ПРО не лишена смысла.

Однако всё это имеет лишь косвенное отношение к намерению Киева приступить к консультациям по строительству базы ПРО на территории Украины. Даже при размещении в Украине только радара европейской системы ПРО без противоракет это не повысило бы её эффективности и не угрожало бы России, но стало бы сильнейшим раздражающим фактором в отношениях Москвы и Киева.

Оригинал статьи