«Ресурсное проклятие», «парадокс изобилия», «голландская болезнь» - все эти понятия объединяют негативные последствия экономического развития, основанного на эксплуатации отдельного ресурса. Однако может ли этим «ресурсом» быть не сырье, а труд или географическое положение? Много общего можно найти у острова Науру, ставшего сверхбогатым благодаря экспорту фосфатов, и арабских племен, контролировавших торговый путь между Индией и Европой в Средневековье, с современным Азербайджаном и Россией, ощутимую долю ВВП которых составляет нефтегазовый экспорт. История первых говорит о том, что период процветания после истощения ресурса заканчивается экономическим крахом. История вторых пока ограничивается попытками «нащупать дно» и поиском новых (старых) источников роста.
Большинство сходится во мнении, что предотвратить развитие сырьевой гипертрофии могут развитые институты, и пример Норвегии стал уже по-настоящему хрестоматийным. Когда же институты не спасают, доминирование ресурса приводит к вполне заметным, понятным и изученным последствиям, сутью которых в современных условиях становятся деградация промышленности, дедиверсификация экономики и падение уровня жизни.
Стенограмма
В этот момент возникает вопросы, на которые однозначного ответа пока нет:
- Что делать, когда заканчивается ресурс?
- Почему одним странам удается запустить стабильный рост и встроиться в мировую экономику, а другим – нет?
- Какая экономическая политика способна повернуть процесс деиндустриализации вспять с наименьшими потерями?
- Стоит ли добиваться диверсификации путем создания торговых барьеров и защиты отечественного производителя?
- Или необходимо, наоборот, снимать барьеры, увеличивать тем самым конкурентность среды и привлекать иностранных инвесторов?
- И главное – если ли в таких экономиках агенты, которые хотят (или не хотят) проводить реформы и способны настоять на их проведении?
Все эти вопросы, а также другие проблемы ресурсного развития сегодня и в контексте истории стали предметом обсуждения экспертов на встрече, организованной Московским Центром Карнеги в рамках специального проекта экономической программы. Андрей Мовчан выступил в качестве модератора встречи.
Андрей Мовчан
Андрей Мовчан — директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги.