Греция и перспективы развала еврозоны, точнее, выхода из нее Греции вновь занимает внимание финансовых акул и пикейных жилетов. Однако этот раунд греческого кризиса, несмотря на громкие заголовки, проходит гораздо спокойнее, чем предыдущие. Курс евро держится довольно крепко, долг других периферийных стран Европы стабилен, а Европейский центробанк сохраняет олимпийское спокойствие. Не сравнить с тем, что творилось в 2011–2012 годах, хотя тогдашнее правительство Греции считалось куда более предсказуемым, чем нынешнее. Причин у этого спокойствия несколько.

Во-первых, экономическая ситуация в Греции сейчас более стабильна и на макроуровне – жесткость реформ предыдущего правительства улучшила ситуацию и с бюджетом в целом, и на уровне отдельных отраслей. Подешевевший за последний год евро способствовал оживлению туризма, а избыточные работники мигрируют в страны ЕС, где положение как минимум не ухудшается. Возвращение экономического роста после шести лет жесткой депрессии не должно удивлять, и само ощущение, что хуже не будет, уже облегчает положение действующего кабинета. В результате локальные попытки нового греческого кабинета выполнить хоть что-то из своей предвыборной программы и ослабить меры бюджетной экономии пока не привели к негативным последствиям.

Во-вторых, сам по себе высокий уровень отношения долга к ВВП Греции (сейчас 175% – даже выше, чем на пике кризиса в конце 2011 года) значит мало, так как радикально улучшилась его структура и резко упали расходы на обслуживание. Государственный долг (в основном перед частными кредиторами) был реструктурирован в 2012 году и замещен обязательствами перед МВФ, ЕС и структурами Евросоюза (EFSF). Всего официальные европейские структуры владеют примерно двумя третями из 317 млрд евро долговых обязательств страны. Срок погашения займов наступит до 2041 года, а ставка была в несколько приемов снижена с трехмесячной EURIBOR (около -0,013% годовых) +300–400 б. п. (3–4 процентных пункта) годовых до EURIBOR +50 б. п. В результате решений ЕЦБ о количественном смягчении ставка по греческим долгам будет оставаться около нуля на протяжении еще нескольких лет.

Условия финансирования по EFSF еще более комфортные. Более того, до 2022 года Грецию вообще освободили от процентных платежей. После «стрижки» трехлетней давности средний срок погашения греческих долговых обязательств составляет 16,5 года – почти вдвое больше, чем у Германии или Италии. По данным европейского аналитического центра Bruegel, в этом году расходы на обслуживание долга Греции снизятся до 2,6% ВВП. В результате, несмотря на более высокий объем номинального долга, длинные сроки погашения и низкие ставки делают нагрузку и влияние на греческую экономику меньше, чем в Португалии или Италии.

Собственно, отсутствие острой потребности в краткосрочных заимствованиях и позволяет кабинету Ципраса вести себя несколько отмороженно, добиваясь луны с неба – то есть списания трети в основном защищенных от списания долгов. Жалобы на сирость и нехватку денег в бюджете – скорее переговорная тактика. По любым меркам долговой практики, «возможность платить» у Греции есть, а вот с желанием выполнять условия по дальнейшему проведению довольно болезненных мер (ведь и без того не так уж и плохо) большие проблемы. Отсюда и достаточно наглое поведение на переговорах с ЕС, отсюда и использование всяческих уловок для отсрочки тяжкого момента расставания с деньгами.

Например, Греция использовала крайне редко применяемое право страны-должника оттянуть выплаты по долгу МВФ до конца месяца – последний и первый раз его применила Замбия почти три десятилетия назад. Несмотря на публичное недовольство со стороны германских и европейских официальных лиц, пока такая тактика скорее пошла на пользу грекам и улучшила предложения ЕС. Хотя списание долгов не предусмотрено, глава Еврокомиссии уже обещал новые кредиты на 35 млрд евро. При нулевых ставках это позволит грекам расплатиться и еще оставить немалую часть для населения. Деньги обещают на условиях реформ, но греческие левые правительства большие мастера оттяжек.

В отличие от 2010–2012 годов, когда проблемы Греции давили на капитал европейских и глобальных банков, сейчас все вопросы перенесены на межгосударственный уровень. Слабая реакция рынков показывает, что такая жесткая торговля уже заложена в ожидания. Поэтому выход Греции из еврозоны останется не более чем страшилкой, а отношение к этой стране в Европе будет примерно как к родственнику, который начинает просить деньги на любом семейном мероприятии, но выгнать его все равно неприлично.

Антон Табах – директор по региональным рейтингам РА «Рус-Рейтинг», доцент НИУ ВШЭ

следующего автора:
  • Антон Табах