Московский Центр Карнеги
Россия, 119002
Москва, пер. Сивцев Вражек, 25/9 стр. 1
Тел.: +7 495 935-8904
Факс: +7 495 935-8906
Написать по электронной почте
© 2021 Все права защищены.
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с нашей политикой в отношении файлов cookie.
Вы покидаете сайт Центра мировой политики Карнеги-Цинхуа и переходите на сайт Московского Центра Карнеги.
你将离开清华—卡内基中心网站,进入卡内基其他全球中心的网站。
Новый Шредер в новой реальности. Чего ждать России от главы ХДС Лашета
Подпишитесь на рассылку новых материалов Carnegie.ru
Понравился материал? Подпишитесь на рассылку!
Карцев
Правящая партия Германии – Христианско-демократический союз (ХДС) – избрала нового лидера. Им стал премьер-министр земли Северный Рейн – Вестфалия Армин Лашет. Уже осенью он, скорее всего, возглавит совместный список ХДС и баварского Христианско-социального союза (ХСС) на выборах в Бундестаг и, в случае вполне вероятной победы, сменит Ангелу Меркель на посту канцлера.
Либеральный традиционализм
Биографию Лашета не назовешь примечательной – особенно на фоне предшественников. Та же Меркель в ГДР тихо занималась наукой, но после объединения Германии стремительно взлетела до министерских постов в кабинете Гельмута Коля. Через 14 лет она стала первым человеком с востока страны, возглавившим федеральное правительство. Сам Коль в свое время стал самым молодым в истории ФРГ региональным лидером – ему тогда было 39 лет.
В этом отношении Лашет со своей размеренной карьерой напоминает скорее канцлера от социал-демократов Герхарда Шредера – партийного функционера, который шаг за шагом двигался к креслу главы правительства.
В 1991 году Лашет стал главным редактором церковной газеты в родном Ахене. В 1994-м был избран в Бундестаг. В 1998-м не смог переизбраться, но стал членом Европарламента (очень удобно: до Брюсселя из Ахена меньше двух часов езды). С 2005 года он безвыездно занимается политикой в Северном Рейне – Вестфалии, самой густонаселенной и экономически мощной федеральной земле Германии. Наконец, в 2017-м он стал премьер-министром этой земли.
Лашет – практикующий католик, женат, отец троих детей, но в партии имеет репутацию либерала. Он одним из первых, еще в конце 1990-х, предлагал христианским демократам задуматься о сближении с Зелеными. Его не послушали, и с ними сблизились социал-демократы во главе со Шредером, которые в итоге прервали шестнадцатилетнее правление Коля в 1998 году. Еще Лашета прозвали «турком» – за то, что стал первым в истории Германии региональным министром интеграции и занимался ею весьма энергично.
Он любит пошутить и избегает конфликтов. Многие считают, что Лашету недостает харизмы. Хотя он сам уверен, что само по себе руководство такой землей, как Северный Рейн – Вестфалия, экономика которой является 18-й в мире, лучше всего доказывает его готовность выполнять любые задачи. К тому же в этой земле всегда идет острая борьба за власть между христианскими и социал-демократами, так что победу там на региональных выборах вполне можно считать достижением общенационального уровня.
Немецкие СМИ называют Лашета «верным сторонником» Меркель и продолжателем ее «эры». На внутрипартийных выборах его главным противником был Фридрих Мерц – многолетний оппонент Меркель, представитель консервативного крыла ХДС, которое считает, что за последние полтора десятилетия партия неприлично полевела. Во время дебатов на вопрос, как решить проблему бедности в Германии, Мерц – сам, к слову, успешный инвестор-миллионер – ответил, что, если бы не либеральная миграционная политика Меркель, эта проблема не стояла бы так остро.
Съезд и голосование проходили онлайн: в первом туре Мерц обошел Лашета на пять голосов (385 против 380), но во втором уступил с 466 голосами против 521. Нет сомнений, что Лашет победил только благодаря многолетним знакомствам с партийными функционерами и поддержке со стороны Меркель и популярного министра здравоохранения Йенса Шпана.
Личная популярность Лашета оставляет желать лучшего. Особенно на фоне пандемии. Весной 2020 года он выступал за скорейшее снятие ограничений и сомневался в наступлении второй волны. Потом обвинял румынских и болгарских рабочих во вспышке коронавируса на одном из заводов. А в конце года оказалось, что его правительство заключило контракт на производство масок с фирмой, на которую работает его сын – известная фотомодель.
Однако партийные рейтинги христианских демократов сейчас очень высоки, поэтому даже во главе с Лашетом они вряд ли проиграют выборы этой осенью.
Путинферштейер?
О внешнеполитических взглядах Лашета в Германии говорят предсказуемо меньше, чем о его возможной внутренней политике. Но если эта тема возникает, то обычно с тревогой. Еще в 2014 году Die Welt включила Лашета (вместе со Шредером) в список «путинферштейеров» – тех, кто «понимает» Путина.
Тогда в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung он посетовал на «антипутинский популизм» и на отсутствие в Германии внешнеполитических дискуссий. По мнению Лашета, даже если референдум в Крыму нарушал международное право, все равно «необходимо ставить себя на место собеседника». Одновременно он призвал «не демонизировать Путина» и заявил, что почти все опасения России по поводу гражданской войны в Сирии, связанные с распространением там джихадизма, оправдались.
Когда осенью 2015 года Россия перешла от опасений к военной операции в Сирии, Лашет публично удивлялся, почему руководство НАТО называет российскую помощь Асаду в борьбе против ИГИЛ «проблемой», если одновременно поддерживает действия США против того же ИГИЛ. А сразу после отравления Скрипалей также через твиттер спрашивал, не должны ли страны НАТО иметь «убедительные доказательства», прежде чем призывать к солидарности против России.
В начале 2019 года Лашет говорил, что Россия занимает центральное место в мировой системе безопасности, а в конце – что она необходима для решения многих вопросов в мире. После покушения на Навального и начала его лечения в Берлине Лашет выступил против того, чтобы Германия замораживала строительство «Северного потока – 2» без консультаций с другими европейскими странами.
Der Spiegel пишет, что c такими взглядами место Лашета скорее в Социал-демократической партии, а не в ХДС. Foreign Policy прямо сравнивает его со Шредером, который ныне возглавляет совет директоров «Роснефти».
Однако на самом деле такой условно прагматичный подход к России в немецкой политике выходит за узкопартийные рамки и имеет богатую традицию, восходящую еще к экономическим контактам СССР с Западной Германией в 1970-е годы. И традиция эта только укрепилась по мере постепенной интеграции в политическую элиту Германии уроженцев ГДР.
Пределы прагматизма
В том же интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung в марте 2014 года Лашет довольно четко объяснил, зачем Германии «ставить себя на место России», – чтобы не портить отношения со страной, которая обеспечивает немцам 40% природного газа.
Разумеется, никто не заставлял Лашета публично одобрять действия России в Сирии и сомневаться в состоятельности обвинений по делу Скрипалей, но все это он делал как региональный политик. Более того, в последнем случае уже как премьер-министр земли Северный Рейн – Вестфалия, для которой Россия наряду с Китаем остается одним из главных торговых партнеров, из немецких земель это крупнейший экспортер в РФ. Это, кстати, объясняет и лояльные высказывания Лашета об отношениях с КНР, которые ему тоже ставили на вид (в частности, он поддерживал допуск Huawei к немецкой сети 5G).
Прагматичный подход к отношениям с Россией прежде всего связан с бизнес-сферой, а интересы компаний как крупных налогоплательщиков особенно важны именно для региональных властей. Особенно с учетом того, что в Северном Рейне – Вестфалии сосредоточена немецкая традиционная индустрия. Делая громкие заявления, Лашет давал понять бизнесу, который без энтузиазма относится к санкциям, что понимает и разделяет его озабоченность и тихое недовольство.
Сторонников такого подхода можно найти в каждой немецкой партии, даже среди Зеленых, которых принято считать наиболее антироссийскими. Например, против замораживания «Северного потока» выступал не только Лашет, но и Винфрид Кречман – единственный зеленый премьер немецкого региона, возглавляющий правительство Баден-Вюртемберга, еще одного крупного торгового партнера России.
Более того, сейчас отношения с Россией – одна из удобных тем, где можно показать свой оригинальный взгляд на вещи без особых обязательств. Всем более или менее очевидно, что существующий статус-кво никого не устраивает, как его менять – непонятно (хотя бы потому, что это зависит и от Кремля), но обозначить недовольство можно. Тот же Мерц, даром что выступал против «Северного потока – 2», в начале 2021 года пообещал в случае избрания представить схему сближения с Россией и Турцией – по образцу отношений с Великобританией после брекзита.
Вопрос в том, сохранит ли Лашет эту лояльность к России в качестве федерального канцлера. Ответ: не факт. Точнее, его личные симпатии и антипатии, если они вообще в реальности существуют, неизбежно столкнутся со множеством других факторов, которые и формируют внешнюю политику Германии. И она значительно меньше зависит от федерального канцлера, чем в России или США – от президента.
Тут важен, например, выбор партнера по коалиции, поскольку именно лидер второй партии-участницы, как правило, становится министром иностранных дел. По итогам осенних выборов это вполне могут быть Зеленые, которые крайне жестко настроены по отношению к России. Федеральное руководство партии, в отличие от премьера Баден-Вюртемберга Кречмана, выступает за замораживание «Северного потока – 2» и ужесточение санкций.
Существует и экспертный консенсус, в том числе внутри ХДС, который вовсе не предполагает радикального сближения с Россией в обозримом будущем. Наконец, многое будет зависеть от внешних факторов – прежде всего от курса новой администрации США и ситуации в других европейских странах.
Ничто пока не указывает, что Лашет захочет возглавить усомнившихся в правильности прежнего курса, который сочетает в себе санкции (против снятия которых он публично выступал) и договоренности в отдельных сферах, несмотря на них.
В качестве нового (и более слабого, чем Меркель) лидера ему нужно будет укрепить свои внутриполитические позиции, прежде чем начинать внешнеполитические революции. В конце концов, даже Шредер стал добрым другом Кремля, только когда ушел в отставку, а на посту канцлера не слишком заботился о сближении России и ЕС, которое в начале нулевых было куда более реальным, чем сейчас.
Впрочем, для сравнений со Шредером Лашету сначала нужно стать канцлером. А с этим могут возникнуть сложности.
Кто, если не Лашет
Лидер христианских демократов почти всегда становится единым кандидатом в канцлеры от блока ХДС/ХСС. Но два раза в истории ФРГ было не так: в канцлеры выдвигали представителя баварского ХСС. Сейчас история как никогда близка к тому, чтобы повториться в третий раз.
Зёдер стал вторым спикером карантина после Меркель. Буквально на днях Бавария вновь показала пример всей остальной стране, введя обязательное ношение респираторов и медицинских масок в общественном транспорте и в торговых точках, после чего эта мера была распространена на всю Германию.
Сам Зёдер говорит, что решение о кандидате от блока должно быть принято после Пасхи, то есть в начале апреля. До этого региональные выборы состоятся в двух немецких землях – Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце. Там и там ситуация достаточно благоприятная для христианских демократов. Но если результаты окажутся ниже ожиданий, то это может серьезно ухудшить перспективы Лашета.
Чтобы этого избежать, Лашету нужно наладить отношения с консерваторами внутри своей партии. В противном случае он может столкнуться с тем, что «фракция Мерца» поддержит Зёдера, который возглавляет более консервативный и близкий к католической церкви ХСС.
Формально Зёдер со своим традиционализмом должен быть ближе и для Москвы. К тому же он тоже, как и Лашет, не одобряет замораживание «Северного потока – 2». Но с тех пор, как в России традиционализм окончательно свелся к авторитаризму, сближаться на этой почве стало слишком трудно. Год назад, съездив в Москву, баварский премьер и до, и после визита повторял: санкции останутся в силе до тех пор, пока не изменятся предпосылки, которые вызвали их введение.
Хорошая новость для Кремля в этой связи только в том, что выдвижение Лашета пока выглядит более вероятным. Против Зёдера говорит история: под руководством двух прежних баварских премьеров ХДС/ХСС проигрывал выборы. Для последующих коалиционных переговоров тоже лучше подходит Лашет. Поэтому вполне вероятно, что уже осенью Лашет станет первым христианским демократом, который заключит коалицию с Зелеными на федеральном уровне. Как в 1998 году Шредер стал первым социал-демократом, сделавшим то же самое.
Материал подготовлен в рамках проекта «Россия – ЕС: развивая диалог», реализуемого при поддержке Представительства ЕС в России
Другие материалыКарнеги
От газопровода до Навального. Чего Кремль не понимает про Германию
Последняя страница. Как дело Навального изменило отношения России и Германии
Сдвиг по фронту. Почему американо-германские отношения не будут прежними
Самое популярное :