В конце марта британское правительство опубликовало Комплексный обзор оборонной и внешней политики Великобритании – примечательный и наделавший немало шума документ, которой описывает, каким станет международный курс страны теперь, после выхода из Евросоюза. Опубликованный обзор хоть и подчеркивает важность невоенных инструментов во внешней политике, но предусматривает самый значительный рост оборонных расходов Британии со времен холодной войны, а также существенное увеличение ее ядерного арсенала.

Если рассматривать обзор в целом, то складывается впечатление, что предусмотренные в нем важные изменения почти не повлияют на общее направление британской внешней политики. Великобритания описывается как торговая держава, какой она, разумеется, была и раньше. Особое внимание документ – в духе времени – уделяет науке и технологиям. Должным образом подчеркивается роль британской мягкой силы, как всегда внушительной. Расставание с Евросоюзом не оставило Великобританию в одиночестве, поскольку ее отношения с ключевым партнером, США, – как двусторонние, так и в рамках НАТО – только укрепились.

В геополитическом плане Британия обособляется от ЕС, но вместе с тем продолжает считать себя европейским государством. Именно в этом качестве она повышает свою значимость для альянса англоговорящих государств под предводительством Соединенных Штатов, известного как «Пять глаз» (Five eyes), куда также входят Австралия, Канада и Новая Зеландия. В этом сплоченном глобальном содружестве Британия служит европейским компонентом. В нынешних обстоятельствах «Пять глаз» становятся чем-то большим, чем просто механизм обмена разведданными. Скорее это ключевой элемент возглавляемого США западного мира, его внутренний круг.

Неслучайно британский обзор тесно связан с глобальной стратегией США, основные положения которой были недавно опубликованы в американском «Стратегическом руководстве по национальной безопасности». Авторы британского документа взяли на вооружение девиз администрации Джо Байдена «Восстановим лучше, чем было». Как и в американском «Стратегическом руководстве», в британском обзоре сильна идеологическая составляющая – акцент делается на поддержку наступления и контрнаступления против авторитарных Китая и России. Цель этих действий – выстроить международный порядок, основанный на идеях, нормах, правилах и стандартах современного западного сообщества, возглавляемого США.

Более того, обзор в принципе не рассматривает возможность сохранения нынешнего статус-кво в международных отношениях. Провозглашается задача продвигать демократию, принципы открытого общества и права человека – то есть восстанавливать доминирующее положение Запада в мире. Путь к этой цели, как следует из документа, лежит через объединение усилий западных стран под руководством США, ближайшим союзником которых выступает Британия. Несмотря на заявленную приверженность внешнеполитическому реализму и готовность к компромиссам, реализм и компромиссы не могут быть чем-то большим, чем тактические меры в обновленной внешней политике, которую намерен проводить Лондон. Похоже, в системном противоборстве с авторитарными странами и их союзниками британцы не готовы согласиться на что-то меньшее, чем полная победа.

Геополитический фокус обзора смещается в сторону Индо-Тихоокеанского региона, где Лондон намерен стать самой влиятельной европейской державой. Поддерживая США и их союзников, Британия также стремится обеспечить собственные экономические интересы в этом самом быстрорастущем регионе мира. Она надеется обновить и переосмыслить свои старые связи в регионе, налаженные еще во времена империи, особенно с Индией. Британия стремится совместить общий подход к Китаю как к главному сопернику Запада с желанием сотрудничать с Пекином по широкому кругу вопросов, и все это при сохранении выгодного экономического сотрудничества. Задача получается не из легких.

Обзор хоть и называет Китай главным системным соперником, но статус «самой серьезной угрозы национальной безопасности» отводит России. Она попала в компанию таких враждебных Британии стран, как Иран и Северная Корея. Лондон обещает своим союзникам по НАТО занять более решительную позицию перед лицом российской угрозы, подтверждает свою готовность поддерживать страны Восточной Европы и планирует и дальше оказывать военную помощь Украине. Решение Британии нарастить свой ядерный арсенал также явно направлено против России.

В обзоре неоднократно упоминаются отравление в Солсбери и российское вмешательство. Ни слова при этом не сказано о возможном сотрудничестве с Россией по какому-либо вопросу – в отличие от Китая, не говоря уже о многих других странах. Это уже подтолкнуло российского посла в Лондоне Андрея Келина констатировать, что политические взаимоотношения между Британией и Россией на сегодня де-факто отсутствуют. Авторы обзора дают понять, что ни о каком сотрудничестве с Москвой не может быть речи, пока нынешние российские власти не пойдут на фундаментальный пересмотр своего курса или пока на их место не придут новые силы совсем с другой внешнеполитической повесткой.

Скорее всего, Москва всерьез относится к заявленным планам Британии, но большой тревоги по этому поводу не выказывает: отношения с Лондоном и так непрерывно ухудшались все последние годы. В Кремле считают, что британские власти проводят враждебную России политику в тесном сотрудничестве с Соединенными Штатами. По сути, российско-британские отношения такие же конфронтационные, как и отношения между Москвой и Вашингтоном. В практическом плане это означает, что России придется внимательнее следить за действиями Британии на всем постсоветском пространстве, от Белоруссии и Украины до Закавказья и Средней Азии.

Такое положение дел установилось надолго, и его не назовешь чем-то новым. Нынешняя ситуация местами напоминает времена Большой игры или холодной войны, но с важными оговорками. Сегодня, похоже, у властей двух стран нет поводов для взаимодействия, а у Лондона нет возможности играть посредническую роль между Москвой и Вашингтоном, как это не раз бывало во время холодной войны. Впрочем, сейчас Британия и не ищет для себя такой роли.

Пускай двусторонние политические контакты сейчас вряд ли будут частыми и плодотворными, России и Британии стоит подумать о сотрудничестве в двусторонних и многосторонних форматах по ряду глобальных вопросов, вроде борьбы с изменением климата (особенно накануне осенней климатической конференции ООН в Глазго); нераспространения ядерного оружия (о судьбе иранской ядерной сделки); здравоохранения; стратегической стабильности (предложенный Россией саммит пяти стран – постоянных членов Совбеза ООН) и так далее. Есть потенциал для взаимодействия и по некоторым региональным темам – например, по Ближнему Востоку. Не следует забывать и про развитие неполитических, неправительственных контактов – в бизнесе, науке, образовании и других областях, хоть нынешнее противостояние и накладывает на них серьезные ограничения.

следующего автора:
  • Дмитрий Тренин