До сих пор идут споры о том, какие силы стоят за июльскими терактами в Татарстане, направленными против представителей традиционного ислама: покушением на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийством начальника учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана Валиуллы Якупова. Причины этих событий называются разные: отголоски «арабской весны», глобализация, внутриполитические разногласия. На мероприятии, прошедшем в Московском Центре Карнеги, ректор Российского исламского университета, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан Рафик Мухаметшин поделился своим видением произошедшего и обрисовал религиозную ситуацию в Татарстане. Модератором был сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

Июльские теракты и внутриисламские разногласия в Татарстане

  • Вероятная причина июльских терактов. По словам Р. Мухаметшина, внутри мусульманского сообщества Татарстана идет радикализация, и наиболее очевидная причина терактов против И. Файзова и В. Якупова в июле 2012 г. — это разногласия внутри ислама. Р. Мухаметшин отметил, что эти нападения не были слишком неожиданными, поскольку внутриисламские разногласия существовали в республике и раньше. Наиболее же четко они обозначились после смены муфтия Татарстана в 2011 году, когда вместо Гусмана Исхакова, при котором возросло влияние радикально настроенных мусульман, этот пост занял И. Файзов, активно отстаивающий позиции традиционного ислама.
     
  • Подполья нет. Однако Р. Мухаметшин полагает, что в республике нет организованного исламистского подпольного сообщества. По этому вопросу Р. Мухаметшин согласен с официальными властями Татарстана.

Радикализация в Татарстане: ее причины и способы противодействия

  • Новое поколение. По словам Р. Мухаметшина, исламская радикализация связана прежде всего с формированием нового поколения мусульманской молодежи, которое оторвано от традиционных корней и ценности у которого смещены и «упрощены».
     
  • Обучение в Саудовской Аравии. Еще в 1980-е гг. молодежь начала выезжать на обучение в Саудовскую Аравию, где система обучения нацеливает студентов на жизнь исключительно в мусульманских сообществах, указал Р. Мухаметшин. Поэтому, когда эти люди возвращаются обратно, они оказываются не готовы к адекватному восприятию поликонфессиональной среды. Как считает Р. Мухаметшин, проблема в том, что «некому показать современной мусульманской молодежи, чтó наглядно представляют собой традиционные исламские ценности». 
     
  • Меры по противодействию радикализации. Р. Мухаметшин высказал мнение, что категорически нельзя позволять молодежи отправляться на учебу в арабские страны сразу после школы: это следует делать только после получения «базового религиозного образования». Когда молодые люди оканчивают вуз, у них должны быть основы религиозных знаний, «чтобы они могли сравнивать, сопоставлять и делать правильные выводы».