Государство, располагающее нефтью и развивающее науку, может получить значительные преимущества и обеспечить благосостояние своей нации, как это происходит, например, в Норвегии. Однако здесь есть маленькое «но» — государство должно быть в этом заинтересовано. В теоретических исследованиях в сфере развития институтов гражданского общества констатируется, что нефтяные доходы избавляют государство от необходимости развития и «точечной настройки» налоговой системы в соответствии с ситуацией на рынке. В связи с этим нет заинтересованности в прибыльности частного сектора или повседневном благосостоянии граждан. Государство и бизнес не нуждаются «в формировании отношений по принципам гражданского общества». Нет стимулов и для развития собственной инновационной системы. И только внешние конъюнктурные потрясения, например, мировой кризис, могут повлиять на изменение ситуации, хотя, как показывает российская практика, только отчасти.

Для России наших дней все сказанное особенно актуально, и о роли инноваций и технологического развития теперь много говорится и пишется на самых высоких уровнях. В нефтедобывающем секторе экономики роль инноваций особенно важна в связи с проблемой устаревания ресурсной базы и освоения новых труднодоступных территорий. Для добычи нефти со старых месторождений требуется применение новых дорогостоящих методов увеличения нефтеотдачи, для разработки новых месторождений необходимо усовершенствованное оборудование и современные системы сейсморазведки. В эпоху высоких цен на нефть эти задачи в основном решались путем приобретения необходимых материалов и технологий, разработанных зарубежными компаниями. В кризисные времена очевидна необходимость пересмотра сложившейся практики. Учитывая тот факт, что в последнее время государство стало активным участником в нефтедобывающей отрасли, от его политики будет зависеть дальнейший путь развития инновационных процессов в нефтедобыче.