18 апреля 2010 г. отметил свой 80-летний юбилей известный мыслитель и публицист Александр Янов. Среди 20 книг, им написанных, главным, итоговым трудом его жизни является трилогия «Россия и Европа. 1462-1921» (М.: «Новый хронограф», 2007-2009), посвященная происхождению и перспективам европейской традиции в России. По мнению участников дискуссии о данной трилогии, состоявшейся в Московском Центре Карнеги, это «необычайно историчное яркое публицистическое произведение, зовущее туда, куда надо, — в Европу».

Со вступительным словом выступил Дмитрий Тренин. Модератором мероприятия был публицист, историк церкви Лев Регельсон.

Основные положения трилогии «Россия и Европа. 1462-1921»

А. Янов предлагает оригинальное прочтение истории российской государственности. Главный его тезис — Россия по своему происхождению является европейской страной. Далее в российской истории, культуре и государственности на протяжении веков друг другу противостояли две тенденции: европейская (договорная) и патерналистская (холопская).

  • Европейское столетие России. А. Янов оспаривает версию о «рождении России в Орде» и отвергает тезис о том, что патерналистская тенденция — единственная в русской истории. По мнению А. Янова, в период с 1480 по 1560 г. — в период «европейского столетия» — Московская Русь была носителем европейской традиции.
     
  • Антиевропейская традиция. Возобладание данной традиции А. Янов связывает с периодом опричнины при Иване Грозном.
     
  • Падение антиевропейской традиции. А. Янов утверждает, что последние бастионы «антиевропейской крепости» были разрушены после распада СССР. Однако патерналистская тенденция всё равно продолжает существовать. «От имперского наследия осталась только историческая труха и мощные патерналистские стереотипы, которые за столетия укрепились в массовом сознании. С ними и нужно бороться», — призывает А. Янов.

Дискуссия вокруг трилогии А. Янова

В ходе дискуссии вокруг работы А. Янова многие участники мероприятия согласились с главным тезисом автора, что Россия по рождению — европейская страна, но не согласились с аргументацией, которую автор привлекает для его обоснования.

  • По словам доктора философских наук, профессора РГГУ Игоря Кондакова, критика трудов А. Янова с позиции историка, с позиции конкретного научного исторического знания является совершенно несостоятельной. А. Янов — при том что он всю жизнь занимается историей — «не историк, он философ, философ истории, каких довольно мало».
     
  • Историк, доцент МГУ Ирина Карацуба отметила, что со времен В. Ключевского и П. Милюкова А. Янов — едва ли не единственный, кто попытался построить единую концепцию русской истории с древнейших времен до наших дней.
     
  • Старший преподаватель социологического факультета РГГУ Сергей Магарил отметил, что одной из важных заслуг А. Янова можно считать то, что его работы глубоко современны и чрезвычайно актуальны.

В заключение основатель фонда «Династия» Дмитрий Зимин назвал А. Янова «нашим выдающимся современником».