Традиционно считалось, что двухпартийность — если не абсолютное благо, то по крайней мере гарантия притока свежей крови в политическую систему США. Но сегодня противоборство двух партий в Конгрессе стало настолько острым, что, по сути, заморозило продуктивные взаимоотношения на всех уровнях власти, и это неизбежно наносит ущерб безопасности и внешнеполитическому имиджу США.

Заместитель директора Российско-Евразийской программы Фонда Карнеги за Международный Мир Мэтью Рожански представил в Московском Центре Карнеги исследование на тему «На Капитолийском холме: проблемы межпартийного сотрудничества в области государственной безопасности и внешней политики в Конгрессе США» и предложил рекомендации относительно того, как повысить эффективность взаимодействия в Конгрессе. Мероприятие вел Сэм Грин.

Что двухпартийная система означает для США?

В США сложилась классическая модель двухпартийной системы, где друг другу противостоят Демократическая и Республиканская партия, каждая из которых способна самостоятельно взять на себя и реализовать властные полномочия.

  • Политическая среда. Двухпартийность в США — это не только постоянный процесс взаимодействия между политическими партиями, но и, прежде всего, питательная среда для политических дебатов и выработки общеприемлемых решений.
     
  • Стабильность. Несмотря на то, что двухпартийность активно подвергается критике, для многих это — залог политической стабильности и, безусловно, намного лучший вариант по сравнению с любой однопартийной системой.
     
  • Демократия в действии. Американский бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных, партий, которые также участвуют в политическом процессе, помогают многим людям идентифицировать свои политические взгляды, воплощая их в определенную политическую форму, но тем не менее не могут реально претендовать на победу.
     
  • Баланс сил. Двухпартийный Конгресс в США представляет собой систему разумного противоборства сил, в результате которого решение принимается путем сдержек и противовесов, но если баланс нарушен — это неизбежно наносит ущерб эффективности процесса принятия решений. 

М. Рожански выразил уверенность, что двухпартийная система в США будет существовать всегда, не только вследствие общественно-политических преимуществ, но и из-за того, что она дает возможность, за счет двухпартийности Конгресса, принимать по большей части наиболее правильные решения.

Факторы усиления поляризации в Конгрессе и внешняя политика страны

Актуальные задачи американской внешней политики сегодня в США многим кажутся невыполнимыми: Конгресс поляризирован по партийному принципу больше, чем когда бы то ни было ранее. Явное усиление поляризации и голосования по партийному признаку в Конгрессе подтверждается на основе анализа шестидесятилетнего периода деятельности Конгресса. По мнению докладчика, этому способствовали три главных фактора:

  • Фактор предстоящих выборов: приоритетное внимание следующей избирательной кампании (и за счет этого в ряде случаев даже фальсификации голосования по избирательным округам, непрозрачные схемы сбора денег и затрат на политическую рекламу);
     
  • Фактор времени заседаний: ужимание рабочей недели Конгресса до трех дней (но нередко и в течение этих трех дней конгрессмен сразу же после голосования покидает зал заседаний);
     
  • Роль СМИ: усиление развлекательного начала в подаче политических новостей, в том числе в ходе освещения тем, посвященных государственной безопасности и внешнеполитическим дебатам.

Если проанализировать внешнюю политику США в период 1945-2009 г., то оказывается, однако, что по большинству вопросов между демократами и республиканцами достигался компромисс, что обеспечивало преемственность и постоянство политики сменяющих друг друга у власти партий. Внешнеполитическая линия страны может и должна быть согласованной, разногласия по партийному принципу не должны препятствовать выработке единой эффективной внешней политики США.

Рекомендации

Чтобы стимулировать сотрудничество сторон и восстановить действенность двухпартийной системы для целей разработки американской внешней политики, М. Рожански предлагает ряд рекомендаций:

  • Роль президента. Президент должен действовать так, чтобы уникальность и эффективность двухпартийной системы воспринимались как безусловная ценность обеими сторонами политического истеблишмента как в Конгрессе, так и за его пределами.
     
  • Рабочие группы и консультации. Необходимо установить двухпартийные рабочие группы по вопросам безопасности и внешнеполитическим проблемам, проводить регулярные консультации, которые не только дадут возможность взаимодействовать с самыми лучшими из специалистов и перенимать их опыт, но и создадут условия для цивилизованного обмена мнениями по спорным вопросам. 
     
  • Система комитетов несовершенна и должна быть перестроена исходя из принципов политической нейтральности.
     
  • Ответственность конгрессменов. Нужно повышать личную ответственность конгрессменов (требуя досконально прорабатывать каждый из обсуждаемых внешнеполитических вопросов, регулярно присутствовать на заседаниях, обеспечивать прозрачность отчетности, касающейся финансирования целевых поездок в Пакистан, Афганистан, Россию — но не на Ямайку!).
     
  • Роль СМИ. Необходимо противостоять тенденции преподносить проходящие в Конгрессе дебаты как некую сверхсхватку партий. Когда столкновения выходят за рамки цивилизованного диалога, это не должно выноситься на публику в качестве новостных сообщений. Освещая политические дебаты, СМИ должны способствовать тому, чтобы лидеры политических партий в Вашингтоне и по всей стране больше занимались реальными внешнеполитическими проблемами и давали возможность общественности получать достоверную информацию о них.

Открытая непримиримая война сторонников Демократической и Республиканской партий на сегодняшний день осложняет процесс принятия решений по реформе здравоохранения, налоговой системе, ратификации договора о сокращении СНВ и по другим насущным проблемам. Тем не менее, сказал в заключение М. Рожански, двухпартийная система — это исторически доказанная стратегическая основа для долгосрочного политического успеха, особенно на внешней арене. Политическая власть мимолетна, и партия большинства должна использовать все свое преимущество, опыт и терпение, чтобы способствовать созданию эффективной двухпартийной коалиции.