В преддверии саммита ЕС — Россия Европейский Центр Карнеги (Брюссель) организовал семинар с участием научных сотрудников Московского Центра Карнеги, а также официальных лиц и экспертов из Европы для обсуждения ключевых вопросов, оказывающих влияние на развитие российско-европейских отношений.
Экономические реформы — необходимая предпосылка для сотрудничества между ЕС и Россией?
Из всех стран БРИК Россия наиболее пострадала от начавшегося в 2008 г. экономического кризиса. В этой ситуации особую актуальность приобрела давно назревшая необходимость модернизации и диверсификации российской экономики, укрепления финансового сектора, улучшения инвестиционного климата. Перед российским государством и его руководством стоит гигантская задача — придать экономическому партнерству с Европейским союзом преобразовательный потенциал.
Энергоресурсы
- Энергетическое сотрудничество. Старший научный сотрудник программы по энергетике и климату Фонда Карнеги за Международный Мир Аднан Ватансевер отметил, что пространство для энергетического сотрудничества между Россией и ЕС расширяется. Возможности существующей в России модели «рентной экономики», основанной на распределении нефтегазовых доходов, значительно перенапряжены, и страна сегодня нуждается в росте иностранных инвестиций.
- Газовый сектор. По мнению А. Ватансевера, сегодня на мировом газовом рынке произошло «закупоривание». Это негативно сказывается на положении основных газовых компаний России, в частности «Газпрома». Кроме того, «Газпром» сталкивается с ростом конкуренции на международных рынках и отсутствием новых зарубежных клиентов. В свете сказанного Европа останется главным покупателем российского газа.
- Энергоэффективность. Россия, отметил А. Ватансевер, начала действительно всерьез относиться к проблеме энергоэффективности. От усилий в этой сфере могут выиграть и Россия, и Европа. В России сокращение внутреннего спроса за счет повышения эффективности отчасти снизит давление на газовую отрасль, от которой требуют увеличения добычи. С точки зрения ЕС эти меры высвободят существенную часть российского газа для экспорта на европейский рынок.
Российская экономика
- Оживления не происходит. В 2009 г. ВВП России снизился примерно на 8%, пояснил сотрудник Московского Центра Карнеги Сергей Алексашенко, и в настоящее время признаков оживления в экономике не наблюдается. Вопреки распространенному мнению, в основе экономического роста в России в 2003-2008 гг. лежали не нефтегазовые доходы, а зарубежные займы. После финансового кризиса поток кредитов иссяк, в результате чего многие отрасли российской экономики и корпорации утратили источник финансирования.
- Реструктуризация бюджета. Экономика, как подчеркнул С. Алексашенко, страдает также из-за реструктуризации бюджета. В 2008-2010 гг. доля бюджетных ассигнований на пенсии, социальные льготы и иные выплаты существенно увеличилась. С макроэкономической точки зрения подобные государственные расходы менее благоприятны для экономического роста, чем иные формы вложений государственных средств.
- Модернизация и инновации. После экономического кризиса, заявил С. Алексашенко, президент России Дмитрий Медведев четко дал понять: стране нужна в первую очередь модернизация. Однако он имел в виду не всеобъемлющую модернизацию экономики и политической системы, на которую надеялись многие россияне, а модернизацию лишь некоторых ключевых секторов экономики. Поэтому-то и премьер-министр, и президент, когда речь идет об экономике, теперь говорят уже не о «модернизации», а об «инновациях». По сути, государство не готово менять правила игры.
- Зарубежные инвестиции. Позиция российского руководства в отношении иностранных инвестиций противоречива. С одной стороны, его представители публично заявляют, что приветствуют такие капиталовложения, заметил С. Алексашенко, а с другой — не собираются улучшать климат для иностранных инвесторов в стране. Сегодня в России существуют три основных барьера на пути иностранных инвестиций, для устранения которых власть ничего не делает: отсутствие верховенства закона, коррупция и незащищенность прав интеллектуальной собственности. Это отпугивает зарубежных — и особенно европейских — инвесторов.
Политика ЕС
- Единый газовый рынок. Нынешняя ситуация в России, характеризующаяся усилением государственного монополизма в экономике, контроля властей над энергетическим сектором, протекционизма и использованием энергоресурсов в качестве внешнеполитического инструмента, не сулит ЕС ничего хорошего, отметила специалист по торговой политике из Европейского центра международной политической экономии Яна Дрейер. При отсутствии существенных изменений в политике России Евросоюз не сможет вести с Россией серьезный диалог — если ему не удастся достичь одной цели: создания единого газового рынка.
- Разногласия внутри ЕС. Газовый рынок ЕС раздроблен на национальные сегменты; зависимость отдельных стран-участниц от российского газа различна. Это приводит к серьезным разногласиям в рамках ЕС и неспособности Союза выработать согласованный подход к отношениям с Россией.
От Ванкувера до Владивостока: общее евро-атлантическое пространство?
Через 20 лет, прошедших после падения Берлинской стены, США, Европе и России все еще предстоит создать стабильную и прочную систему безопасности. Перезагрузка в российско-американских отношениях и улучшение в сфере взаимодействия Россия — НАТО создают новые возможности, но стратегическая концепция самой Москвы остается неясной. России сегодня приходится иметь дело с вызовами, которые бросают ее внешней политике и региональной идентичности возвышающиеся державы, такие как Индия и Китай, а усилия по налаживанию евро-атлантического диалога по вопросам безопасности все больше осложняются проблематичной историей отношений России на Кавказе и с другими соседними странами.
Изменение российской политики
- Реформы в России. Взаимосвязь между внутренней и внешней политикой России сегодня сильна как никогда, пояснила директор управления политического планирования французского Министерства иностранных и европейских дел Мари Мандрас. ЕС будет очень трудно наладить продуктивные отношения с Россией, если в системе государственного управления последней не произойдет существенных изменений — т. е. если иные акторы, кроме президента Медведева и премьер-министра Путина, по-прежнему будут лишены возможности участвовать в реформировании и модернизации экономики, а серьезные экономисты — возможности критиковать правительство.
- «Замороженные» государства. М. Мандрас выделила группу государств, которые она назвала «замороженными». Речь идет о бывших советских республиках, таких как Молдова, Грузия, Украина, Беларусь, Армения и Азербайджан, — не входящих ни в альянс с Москвой, ни в состав ЕС или НАТО. Сегодня у этих стран стало меньше возможностей для самостоятельной выработки политического курса, чем десять лет назад. Если некогда существовала тенденция в сторону интеграции этих государств в ЕС или НАТО, конфликт в Грузии в 2008 г. во многом свел этот процесс на нет. Пока политика Москвы в отношении этих стран, и особенно Грузии, не изменится, трудно представить себе какое-либо существенное продвижение и в отношениях между ЕС и Россией.
- Политика добрососедства. Чтобы в полной мере использовать открывающиеся в регионе возможности и преодолеть имеющиеся определенные ограничения, России необходимо пересмотреть свою политику в отношении соседних стран, отметил спецпредставитель ЕС по Центральной Азии и урегулированию кризиса в Грузии Пьер Морель. Пока что эта политика отличается близорукостью и отсутствием взвешенного подхода.
Россия и ЕС
- Отношения с США и Евросоюзом. Соединенным Штатам гораздо проще, чем Евросоюзу, определить четкий набор стратегических целей, на основе которых могла бы строиться «перезагрузка» отношений с Россией, подчеркнула М. Мандрас.
- Сосредоточенность на двусторонних отношениях. Отношения ЕС с Россией носят раздробленный характер — каждая из стран-участниц строит их по-своему, пояснила М. Мандрас. В результате вырабатывать общую позицию по отношению к России объединенной Европе крайне трудно.
- Равные партнеры. Европе не следует утверждать себя ни как модель, которой Россия должна подражать, ни как ее конкурента. Европейцы и россияне живут бок о бок уже много столетий, пояснил П. Морель, и им следует вести себя как партнерам.
- Российско-польские отношения. В России осознали, подчеркнул директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин, что пока ее правительство не станет воспринимать Польшу всерьез, с должным уважением, шансов на улучшение отношений с ЕС в целом не будет.
Архитектура безопасности в Европе
- Непрочность безопасности. В течение двух лет, прошедших со времени войны с Грузией, ситуация в области региональной безопасности в Европе неуклонно улучшалась, пояснил Д. Тренин. Однако сам по себе тот факт, что сейчас мы переживаем благоприятный период, не означает коренного изменения отношений в этой сфере, и необходимо понимать, что в основе своей европейская безопасность по-прежнему отличается непрочностью.
- Внешняя политика Обамы. Перезагрузка американской внешней политики, инициированная президентом Обамой, уже привела к некоторым весьма позитивным результатам, подчеркнул Д. Тренин. Фактическая приостановка расширения НАТО на восток, более вдумчивый подход к грузинскому президенту Саакашвили и реконфигурация американской ПРО, несомненно, не оказывают столь провокационного воздействия на Москву, как политика его предшественника.
- Конфликт в Грузии. Ситуация в Грузии, указал Д. Тренин, по-прежнему таит в себе угрозу европейской безопасности. Однако нельзя считать, что единственным источником возможной дестабилизации является Россия. К конфликту привели действия обеих сторон, провоцировавших друг друга.