В этом месяце исполняется год со дня основания двусторонней Российско-американской Президентской комиссии, учрежденной президентами Обамой и Медведевым на саммите в июле 2009 г. Цель этой комиссии — развитие сотрудничества по целому ряду направлений, включая деловые контакты и экономические отношения, — отлично согласовывается со стремлением Дмитрия Медведева сделать модернизацию российской экономики центральным пунктом его программы.
Фонд Карнеги за Международный Мир (Вашингтон) и Московский Центр Карнеги совместно с Американо-российским деловым советом собрали официальных лиц и экспертов из России и США, чтобы в ходе видеоконференции обсудить последние результаты, достигнутые рабочей группой Президентской комиссии по развитию деловых связей и торгово-экономических отношений. С американской стороны в видеоконференции приняли участие помощник заместителя министра торговли США по вопросам международной торговли Мишель О’Нил и Тревор Ганн из компании Medtronic, а с российской — Елена Данилова (Министерство экономического развития РФ), Сергей Борисов (общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России») и эксперт Московского Центра Карнеги Сергей Алексашенко. В роли модераторов выступили директор Российско-Евразийской программы Фонда Карнеги Джеймс Коллинз и заместитель директора Московского Центра Карнеги Сэм Грин.
Достижения Комиссии
Е. Данилова и М. О’Нил рассказали о своей деятельности в составе рабочей группы Президентской комиссии по развитию деловых связей и торгово-экономических отношений. Как пояснила Е. Данилова, основные функции рабочей группы связаны с вопросами экономической эффективности, энергоэффективности, сырьевой эффективности и модернизации российской экономики. Если говорить более конкретно, главная задача рабочей группы состоит в создании более благоприятного для иностранных инвесторов инвестиционного климата и привлечении в Россию зарубежных капиталовложений. М. О’Нил выделила две основные категории деятельности рабочей группы:
- устранение имеющихся барьеров на пути торговли и инвестиций;
- выявление новых направлений экономического сотрудничества.
М. О’Нил и Е. Борисова подробнее остановились на некоторых достижениях и готовящихся проектах рабочей группы:
- Недавно приняты законодательные акты, либерализующие правила для иностранных специалистов, работающих в России. Это стало одним из первых, но очень важных достижений рабочей группы, поскольку бизнесмены придавали данному вопросу приоритетное значение.
- Подписаны двусторонние меморандумы о взаимопонимании в таких областях, как защита патентов, инвестиционная политика и развитие малого бизнеса, что позволяет стимулировать сотрудничество на новых экономических аренах и сигнализирует о том, что стороны намерены взаимодействовать по важным для них вопросам.
- Российские деловые структуры заключили ряд соглашений с известными американскими компаниями, такими как John Deere, Boeing, International Paper, Chevron и Cisco, и эти соглашения, как подчеркнули М. О’Нил и Е. Данилова, — больше, чем просто инвестиционные проекты. Эти контракты взаимовыгодны: они полезны как американским, так и российским экономике и бизнесу.
- Обмен делегациями дает возможность государственным чиновникам обеих стран лучше понять потенциал для экономического сотрудничества и инвестиций. Среди примеров такого взаимодействия — обсуждаемое в данный момент предложение о посещении российскими экспертами из государственных ведомств американских компаний, специализирующихся на высоких технологиях — медицинских, телекоммуникационных, на повышении энергоэффективности. Еще одна подобная миссия, запланированная на октябрь, касается авиакосмической отрасли: в ней примут участие госкорпорация «Ростехнологии» и Boeing.
- Содействие переговорам по вступлению России в ВТО также является элементом деятельности группы по развитию двустороннего экономического сотрудничества. Присоединение России к ВТО создаст более благоприятные условия для инвесторов и коммерческих фирм, в частности в плане транспарентности и предсказуемости правового режима.
Роль малых и средних предприятий
С. Борисов обратил внимание на усиление роли малых и средних предприятий в процессе модернизации российской экономики. Учитывая относительную «молодость» новой экономической системы в России и тот факт, что ее предшественником было советское плановое хозяйство, основной акцент в стране делается на крупные корпорации, а роль малых и средних предприятий в экономическом развитии недооценивается.
- В США на долю малых и средних предприятий приходится до 60% ВВП, а в России этот показатель в три раза меньше.
- Аналогичным образом, на российских малых и средних предприятиях занято менее 20% рабочей силы.
По этой причине в рамках рабочей группы была создана подгруппа по малым и средним предприятиям, чья задача — реструктуризировать сектор малых и средних предприятий и гарантировать, чтобы в нем преобладали высокотехнологичные, передовые и инновационные компании, сообщил С. Борисов.
Т. Ганн, чья фирма работает в России уже больше 20 лет (в ее российском штате — до 100 сотрудников), привел в качестве примера несколько проектов, способствующих созданию предпосылок для устойчивой модернизации. Один из них — проект научного центра высоких технологий в Сколково. Несмотря на наличие многочисленных препятствий для деловых операций в России, отметил Т. Ганн, в стране возникают долгосрочные перспективы для развития передовых технологий.
Потенциал для дальнейшего сотрудничества
Участники видеоконференции из Вашингтона и Москвы выразили единодушное мнение: весьма странно, что в 2009 г. Россия занимала лишь 32 место среди американских рынков сбыта — особенно если учесть, что она входит в десятку крупнейших экономических держав мира и считается одним из четырех наиболее мощных и динамичных государств с развивающейся рыночной экономикой. В качестве возможных объяснений этого парадокса С. Алексашенко отметил ограниченность производственных мощностей России, большие транспортные издержки, несколько завышенную стоимость рабочей силы и, главное, неблагоприятный инвестиционный климат, а также отсутствие приоритетности закона. По его мнению, стране необходимо улучшать климат для всех инвесторов — как зарубежных, так и отечественных.
По мнению С. Алексашенко, торговля — не лучшая площадка для укрепления экономического сотрудничества между Россией и США. В то же время технологическое сотрудничество обернулось бы ростом двусторонних инвестиций, причем, по словам С. Алексашенко, «именно в этой сфере у России есть явное конкурентное преимущество над другими странами — не только развивающимися, но и развитыми».
«Мы считаем, что итоги нашей деятельности не должны ограничиваться различными меморандумами, документами и заявлениями, — отметила в заключение Е. Данилова. — Необходимы практические результаты. Критерием нашего успеха должно быть увеличение двустороннего товарооборота, объема инвестиций и другие конкретные улучшения».