Последние тенденции в региональной политической жизни характеризуются сокращением численности депутатов региональных парламентов, их депрофессионализацией, ориентацией назначенных политиков не на поддержку населения, а на лояльность тем, кто принимает решения о назначении в региональные властные структуры. Об этом говорилось в Московском Центре Карнеги на презентации книги «Власть, бизнес, общество в регионах: неправильный треугольник», выпущенной под редакцией Николая Петрова и Алексея Титкова.

Ведущим мероприятия был председатель программы «Общество и региональная политика» Московского Центра Карнеги Николай Петров. В обсуждении принимали участие Алексей Титков (Государственный университет — Высшая школа экономики),  Леонид Смирнягин (Московский государственный университет), Александр Кынев (Фонд развития информационной политики).  

Характеристика книги

Книга «Власть, бизнес, общество в регионах: неправильный треугольник» подготовлена по итогам первого этапа нового масштабного проекта Московского Центра Карнеги по комплексному изучению взаимоотношений общества, власти и бизнеса в регионах России. В работе затронуто социальное, политическое и экономическое самочувствие регионов (Иркутской, Мурманской, Оренбургской и Астраханской областей) перед кризисом 2008 года.

Л. Смирнягин отметил следующие достоинства книги:

  • представлен огромный фактический материал, собранный «полевым путем»;
     
  • авторы многих статей — региональные политологи, которые владеют недоступным для московских экспертов материалом;
     
  • даны подробные и правдивые портреты регионов;
     
  • наличествуют многочисленные яркие выводы.

Однако для большей репрезентативности, по мнению Л. Смирнягина, можно было бы осветить положение дел не только в нефтегазовых регионах, хотя и на основе анализа этих четырех регионов складывается весьма разнообразная картина. Также, как считает Л. Смирнягин, стоило бы лучше прописать коммуникацию между властью, бизнесом и обществом в тройственном формате, а не только попарные отношения между этими вершинами — властью и бизнесом, властью и обществом, обществом и бизнесом.

Изменения роли региональных парламентов

Участники мероприятия отметили, что со времени проведения исследования в региональной политической жизни произошли изменения. Так, в регионах, выбранных для исследования и представленных в книге, традиционно сильны парламенты. Однако в настоящее время, по словам А. Кынева, происходит ослабление законодательной власти.

  • Сокращение численности. К концу 2000-х стало наблюдаться уменьшение численности депутатов в региональных парламентах.
     
  • Депрофессионализация парламентов. В течение последних двух лет после каждых выборов сокращается число депутатов, работающих на профессиональной основе. В результате депутаты, не имея времени на работу с материалами, вынуждены полагаться на документы, которые готовят чиновники администрации.
     
  • Увеличение ротации спикеров. На выборах марта 2010 г. в восьми регионах, в которых проходили выборы в региональные парламенты, поменялись пять спикеров. Чаще всего место спикера парламента занимает либо заместитель губернатора, либо секретарь регионального политического совета «Единой России», назначенный накануне.

Изменения в региональной исполнительной власти

С момента проведения исследования, нашедшего отражение в книге, также произошли изменения в региональной исполнительной власти.

  • Замена администраций глав региона на правительства происходит все чаще. Вводится пост главы правительства, отдельный от губернатора. Однако эти правительства не зависят от региональных парламентов и не дают парламентам дополнительного влияния.
     
  • Укоренение «новой породы» губернаторов. Как отметил А. Титков, если ранее, до отмены губернаторских выборов, для глав регионов была важна поддержка народа и они стремились угодить населению, то теперь губернаторы ориентируются на тех, кто их назначил. Местные жители получают минимальное количество благ, достаточное для того, чтобы не выходить на улицу, но не более.

Отношения региональной власти с представителями федеральной власти в регионах

Н. Петров рассказал о том, что в последнее время заметна тенденция утрачивания контакта начальников региональных представительств федеральной власти с региональной политической элитой. Если раньше только региональный начальник ФСБ не имел отношения к региону, сейчас также начальники МВД, прокуратуры, главные федеральные инспекторы приходят в регионы «со стороны».

Основные тенденции на уровне муниципального самоуправления

  • Отказы от выборов мэра. На уровне муниципалитетов наблюдается все большее число отказов от прямых выборов мэра. В настоящее время более чем в 25 муниципалитетах выборы мэра отменены. Отмена прямых выборов мэра должна укреплять партийную вертикаль «Единой России», но на самом деле в целом по стране этого не происходит, так как в подавляющем числе муниципалитетов основную роль продолжает играть не общероссийская партия-«бренд», а отдельные местные группы влияния, знакомые населению.
     
  • Распределение голосов. На выборах в крупных городах результаты «Единой России» традиционно ниже, чем на выборах в небольших городах.
     
  • Эффективность оппозиции. А. Кынев подчеркнул, что на муниципальном уровне оппозиция эффективнее, чем на региональном, так как на муниципальном уровне важным фактором является репутация конкретного человека вне зависимости от его партийной принадлежности. Однако и на том, и на другом уровне политические активисты составляют лишь небольшой слой общества.