19 декабря 2010 г. — день проведения президентских выборов в Беларуси. Выступая в Московском Центре Карнеги, директор по исследованиям Института государственных идеологий (Лондон) Наталья Лещенко рассказала о том, как в восприятии белорусского народа выглядит идеальный президент и насколько нынешние кандидаты на президентский пост отвечают этому образу. Мероприятие вел заместитель директора Московского Центра Карнеги Сэм Грин.

Беларусь сегодня

  • Характеристика Беларуси. Беларусь — небольшое постсоветское государство, долгие годы возглавляемое одним президентом — Александром Лукашенко, в течение многих лет живущее за счет российских энергетических дотаций и не стремящееся к высокому уровню жизни. По словам Н. Лещенко, политики и эксперты испытывают «усталость от Беларуси», в которой ничего не меняется и которая напоминает «увязший в непролазной грязи трактор».
     
  • Феномен устойчивости белорусского режима. Несмотря на постоянное снижение рейтинга действующего президента и всеобщие ожидания падения белорусского политического режима, а также краха экономики, за последнее десятилетие Беларусь еще больше укрепила свою государственность в ее текущем варианте. В связи с этим белорусские оппозиционеры, эксперты и наблюдатели приходят к выводу, что объяснить феномен устойчивости белорусской власти можно только ментальностью самих белорусов, а также соответствующим образом выстроенной идеологией. Поэтому на первый план выходит проблема поиска белорусской идентичности: кто мы, почему мы такие и куда мы идем?

Концепция национального архетипа

Н. Лещенко считает, что объяснить феномен «белорусскости», а также получить представление об образе идеального президента Беларуси можно при помощи концепции национального архетипа. Под национальным архетипом она подразумевает социально, исторически и культурно обусловленный набор рефлексов, который действует на определенной территории.

  • Белорусская идентичность. Феномену «белорусскости» свойственна глубокая матриархальность. Это выражение главного для белорусов архетипа — архетипа «хозяйки»: мудрой, практичной, бережливой, эффективной и бесконфликтной женщины.  
     
  • Идеальный президент. Чтобы политик мог вести белорусов за собой и быть настоящим лидером нации, он должен затрагивать матриархальные струны в душах своих избирателей. Однако на данный момент применяемые в Беларуси политтехнологии в основном строятся не на апеллировании к архетипам, а на рациональных основаниях (выявление проблемы и поиск ее решения).

Пять основных кандидатов в президенты Беларуси через призму концепции национального архетипа

  • Алесь Михалевич. Н. Лещенко сравнила его с хрестоматийным образцовым студентом, взявшим на вооружение все возможные приемы публичных выступлений и ведения PR-кампаний, но применяющим всё это без успеха. По словам докладчика, у А. Михалевича добросовестная предвыборная программа, но он является не хозяином ситуации, а скорее менеджером, решившим сделать себе известность. В основе его образа лежит чистая сухая рациональность, не совпадающая с национальным белорусским архетипом.
     
  • Ярослав Романчук. Этого политика Н. Лещенко охарактеризовала как преданного либерала, активно и много говорящего о необходимости и неотложности введения в Беларуси свободного рынка, приватизации и иностранных инвестиций. Я. Романчук призывает белорусов к рывку — однако они, по всей вероятности, больше нуждаются в спокойном пошаговом развитии. В основе образа Я. Романчука — не уравновешенный и мягкий хозяин, а много и активно говорящий реформатор. Это не оказывает значительного эффекта на белорусскую публику.
     
  • Андрей Санников выглядит именно так, как, согласно концепции национального архетипа, должен выглядеть белорусский президент: спокойный, семейный, искренний. Но в своей избирательной кампании А. Санников делает акцент на «европейскости», которая не свойственна этому политику, на излишней резкости и строгости имиджа. Его программа сконцентрирована на одном тезисе: «Беларусь — в Европу: сейчас или никогда». Однако, в силу белорусского национального архетипа, для белорусов неэффективна ультимативная тактика. К тому же им гораздо ближе не «европейская Беларусь», а «Беларусь белорусская».
     
  • Владимир Некляев — кандидат с наиболее техничной, по мнению Н. Лещенко, предвыборной кампанией, которая построена в лучших традициях избирательных технологий. Но, с одной стороны, он обращается к простым белорусам и пытается пробудить их лучшие качества (кампания «Говори правду!»), а с другой стороны — с этим не совпадает образ четкого собранного европейца, который он использует. В результате, по словам Н. Лещенко, создается впечатление фальши, лжи и неискренности, и призывы В. Некляева не находят отклика в душах белорусских граждан.
     
  • Действующий президент Александр Лукашенко сознательно дистанцируется от предвыборной кампании, но 60-70 % рекламных площадей в Минске сейчас заклеено его предвыборными плакатами «Вместе мы Беларусь», на которых представлены люди простых профессий на фоне пшеничного поля и голубого неба. Как считает Н. Лещенко, это можно расценивать как попытку обратиться к национальным белорусским корням, которую А. Лукашенко предпринимает по той причине, что используемая им в последнее время риторика «осажденной крепости» срабатывает все меньше и меньше.   

В заключение Н. Лещенко отметила: главный фактор, превращающий политического лидера в настоящего национального лидера, — это не создание правильного имиджа, а «правильная суть и умение хорошо и грамотно ее выразить». Ранее А. Лукашенко эффективно выполнял свою роль, так как основной задачей его как президента было укрепление белорусской государственности, но теперь, на новом этапе, лидеру страны потребуется в первую очередь сформировать и укрепить белорусскую национальную идентичность и обеспечить развитие белорусов как нации. Именно от успешности выполнения этой задачи, подчеркнула Н. Лещенко, будет главным образом зависеть легитимность нового президента Беларуси — независимо от того, чем закончатся грядущие выборы.