В последнее время НАТО и Евросоюз прилагают значительные усилия по налаживанию сотрудничества с Россией — важным партнером Франции и ЕС в целом. Выступая в Московском Центре Карнеги, директор Центра по изучению России и республик бывшего СССР при Французском институте международных отношений (IFRI) Тома Гомар проанализировал отношения между ЕС, НАТО и Россией. В роли модератора выступил директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин.

Как Франция себя позиционирует

  • Изменение роли Франции. В 2009 году Франция после более чем сорокалетнего перерыва возобновила полномасштабное участие в интегрированной военной командной структуре НАТО, и это, как отметил Т. Гомар, радикально изменило ее положение в альянсе. Кроме того, в нынешнем году, будучи председателем в «Большой восьмерке» и «Большой двадцатке», Париж занимает ключевые посты в ряде международных организаций.
     
  • Отсутствие концепции. Несмотря на усиление роли Франции на международной арене, сейчас у страны нет целостного видения Евро-атлантического региона, которое существовало в конце 1980-х и начале 1990-х гг. при президенте Франсуа Миттеране, считает Т. Гомар. В то же время у Парижа есть и желание, и возможность адаптироваться к сегодняшнему политическому контексту.

ЕС, НАТО и Россия

Франция придает большое значение отношениям с Россией и заинтересована также в улучшении отношений Москвы с ЕС и НАТО, отметил Т. Гомар. Нынешняя позитивная атмосфера в отношениях между Россией и Западом — ослабление антироссийской риторики на Западе и антизападных настроений в России — создает благоприятные возможности для прогресса на этом направлении.

  • Россия и ЕС. Лиссабонский договор, вступивший в силу в декабре 2009 года, придал ЕС бóльшую транспарентность и эффективность. По словам Т. Гомара, в результате реформ, предусмотренных Лиссабонским договором, неизбежное сближение между Россией и Западом — без «европеизации» России или «русификации» Европы — уже началось. Однако при этом существует риск, что, по мере развития американо-китайских отношений, ЕС с Россией могут быть отодвинуты на второй план.
     
  • Россия и США. Новый Договор СНВ — важнейший шаг вперед в американо-российских отношениях. В рамках этого соглашения количество стратегических ядерных ракетоносителей, имеющихся у сторон, будет сокращено наполовину.
     
  • Россия и НАТО. По словам Т. Гомара, НАТО не представляет угрозы для России. В последние годы отношения альянса с Москвой существенно улучшились: в частности, Россия стала оказывать поддержку натовской операции в Афганистане, появилась возможность для сотрудничества в области противоракетной обороны, остановлено расширение НАТО на постсоветском пространстве. Это позитивное развитие отношений дает возможность перенацелить политические ресурсы, прежде использовавшиеся в сфере взаимодействия России и Запада, для решения проблем глобального масштаба. Т. Гомар высказал предположение, что формируется новая парадигма, которая, возможно, позволит России и НАТО постепенно интегрировать свои системы ПРО, создав по-настоящему совместную зону противоракетной обороны, охватывающую весь Евро-атлантический регион.
     
  • Основные вызовы на постсоветском пространстве. Т. Гомар указал, что возможная нестабильность в Грузии и Молдове способна быстро прервать сближение между Россией и Западом, как это произошло в результате августовской войны 2008 года. Нельзя исключать и то, что препятствием на пути развития отношений России с Западом может снова стать Украина, — в этой связи докладчик привел в пример кризис с поставками газа в Европу в 2009 году. В то же время улучшение российско-польских отношений создало весьма позитивную атмосферу. Т. Гомар считает, что России следует придерживаться такого же подхода в отношениях со своими прибалтийскими соседями.

Франция и ее собственная политика

  • Двусторонние отношения с Германией. Отношения с Германией являются одним из главных приоритетов Франции в рамках ЕС. По мнению Т. Гомара, напряженность внутри ЕС создает не ситуация вокруг евро, а государственные долги и биржи, играющие на различиях между европейскими государствами. Как отметил Т. Гомар, Германия, демонстрирующая высокие среднегодовые темпы экономического роста и являющаяся крупным экспортером, играет ведущую роль в вопросах финансовой безопасности и применительно к ряду других важных проблем внутри ЕС. В результате прочные отношения между Францией и Германией имеют важнейшее значение в деле совершенствования управления Союзом.
     
  • Двусторонние отношения с Великобританией. Франция рассматривает Великобританию как еще одного своего ключевого союзника в ЕС, подчеркнул Т. Гомар. Обе страны являются ядерными державами и постоянными членами Совета Безопасности ООН. На их долю приходится 50% совокупных оборонных расходов европейских стран НАТО и 65% расходов на военные ресурсы. После периода напряженных двусторонних отношений при премьер-министре Великобритании Тони Блэре и президенте Франции Жаке Шираке ситуация изменилась к лучшему. Как большой шаг вперед для обеих стран Т. Гомар охарактеризовал заключенный Лондоном и Парижем в ноябре 2010 года Договор о сотрудничестве в области обороны и безопасности. В рамках этого соглашения Франция и Великобритания реализуют целый ряд инициатив в сфере безопасности, включая создание совместного военно-морского оперативного соединения и сотрудничество в разработке ядерных вооружений нового поколения.

За пределами Евро-атлантического региона

  • Иран. Франция считает, что от Ирана исходит угроза, и это побудило французского президента Н. Саркози уделять особое внимание ядерной программе этой страны. По мнению Т. Гомара, Саркози не следовало особо выделять Иран в качестве объекта для ядерного сдерживания, поскольку в рамках преобладающей ядерной доктрины считается неприемлемым сосредоточиваться на каком-то одном государстве и считать его ответственным за подобные угрожающие действия. Иран остается источником напряженности в отношениях между Россией и Западом; Т. Гомар считает, что Тегеран должен дать соответствующие гарантии безопасности, чтобы снять озабоченность международного сообщества.
     
  • Афганистан. Т. Гомар полагает, что война, которую ведет в Афганистане коалиция во главе с НАТО, зашла в тупик. Стабильность в данном регионе имеет большое значение для безопасности стран Центральной Азии, особенно тех, что граничат с Афганистаном, как, например, Таджикистан. Кроме того, Россия озабочена развитием событий в Пакистане из-за возможных действий талибов, вытесняемых из Афганистана.
     
  • Последние события на Ближнем Востоке. Традиционным великим державам — США, России, Германии, Франции и Великобритании — оказалось непросто выработать реакцию на недавние события Тунисе, Египте и других странах. Тунис и Египет — весьма важные союзники Франции; в Средиземноморском союзе, созданном по инициативе Саркози в 2008 году, сопредседателем Саркози был Хосни Мубарак. Тесные отношения Франции со свергнутыми режимами в Тунисе и Египте создают Парижу определенные проблемы. Сегодня французским дипломатам надо как-то объяснять тот факт, что министр иностранных дел Франции (сейчас она уже в отставке) отдыхала в Тунисе как раз в то время, когда там начались акции протеста, а премьер-министр провел рождественские праздники в Египте.

Заглядывая в будущее

  • «Новая Антанта». Новое конструктивное партнерство Парижа, Москвы и Берлина будет способствовать улучшению сотрудничества России с Европой, подчеркнул Т. Гомар.
     
  • Ядерное разоружение. Ядерное разоружение не будет гладким и последовательным процессом: в Евро-атлантическом регионе существует широкое разнообразие мнений по этому вопросу. Турция, к примеру, относится к иранской ядерной угрозе иначе, чем другие страны. Германия, Нидерланды, Бельгия и Италия выступают за полное освобождение Европы от ядерного оружия, а Франция, Великобритания и США по-прежнему основывают свою политику безопасности на ядерных вооружениях. Для этих трех стран контроль над вооружениями не обязательно означает полную ликвидацию ядерного оружия, отметил Т. Гомар.
     
  • Турция. Выборы в Турции в июне 2011 года будут очень интересным событием, считает Т. Гомар, и за ними нужно внимательно наблюдать, поскольку Турция является членом НАТО и заинтересована в присоединении к ЕС.