Последствия грузинско-абхазского, грузинско-югоосетинского и грузинско-российского конфликтов создают трудности для каждой из задействованных в данных конфликтах сторон. Сегодня все эти стороны, по мнению директора по проблемам России и Евразии Центра за американский прогресс (США) Самуэля Чарапа, испытывают определенные стимулы к тому, чтобы пойти на конструктивные шаги в отношении друг друга. Становится очевидной необходимость принять план неотложных мер, направленных на укрепление взаимного доверия и предотвращение нового кровопролития в регионе.

На мероприятии в Московском Центре Карнеги С. Чарап представил свой проект «Преодоление последствий грузинских конфликтов: план первоочередных мер», подготовленный им в соавторстве с заместителем директора Института европейских, российских и евразийских исследований в университете Джорджа Вашингтона (США) Кори Вельт. В мероприятии также принял участие директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин. В роли модератора мероприятия выступил председатель программы «Общество и региональная политика» Московского Центра Карнеги Николай Петров.

Конфликт августа 2008 года

  • Оценка конфликта. По словам С. Чарапа, начало военных действий было следствием «дилеммы безопасности» — ситуации, когда оборонительные действия одной стороны рассматриваются другой стороной как наступательные. Как Грузия, так и Россия (вместе с Южной Осетией) оказались вовлечены в войну не потому, что одна из стран запустила давно сформулированный план агрессии, а потому, что обе стороны вплоть до ночи с 7 на 8 августа ошибочно толковали действия другой стороны и рассматривали их как доказательства того, что противник уже начал приводить в действие свой заранее заготовленный план. Данное предположение вызвало соответствующую реакцию участников конфликта. Это свидетельствует о том, подчеркнул С. Чарап, что августовская война была непреднамеренной для всех сторон.
     
  • Последствия конфликта. После августовского конфликта Россия официально признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Это привело ко многим проблемам на международной арене и создало препятствия для развития двусторонних отношений России с США, Европейским союзом и странами — членами ЕС.

План по преодолению последствий имеющихся грузинских конфликтов: основные пункты

  • Двусторонние соглашения. С. Чарап считает в принципе возможным заключение двусторонних соглашений между правительством Грузии и властями Абхазии и Южной Осетии, направленных на решение гуманитарных проблем и поддержание общественной безопасности. Такие соглашения, по словам докладчика, легко построить таким образом, чтобы из них не вытекало признание независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны Грузии. Как предполагает докладчик, грузинское правительство не должно возражать против подписания соглашений с органами власти грузинских автономий (именно такой статус был бы у Абхазии и Южной Осетии до начала конфликтов).
     
  • Независимый мониторинг гуманитарной ситуации. Россия, совместно с властями Абхазии и Южной Осетии, отказывается допускать Миссию наблюдателей Европейского союза в Грузии (МНЕС) на территорию Южной Осетии и Абхазии. Москва утверждает, что в соответствии с соглашением о прекращении огня присутствие МНЕС возможно только на территории, контролируемой грузинским правительством. Несмотря на данные разногласия, все стороны заинтересованы в беспристрастном мониторинге ради контроля за соблюдением прав человека и безопасностью трансграничного населения, а также для избегания провокаций или локальных столкновений, однако ни одна из сторон не способна самостоятельно воплотить эти меры в жизнь. Как считает С. Чарап, двусторонние соглашения должны предоставить МНЕС доступ в Абхазию и Южную Осетию, но это следует сделать таким образом, чтобы не давать повода к противоречивым толкованиям существующего мандата МНЕС.
     
  • Трансграничное население. Существующие на данный момент границы между Грузией и Абхазией, а также между Грузией и Южной Осетией искусственно разделяют сложившиеся группы населения в местах их компактного проживания. Этим людям приходится регулярно пересекать конфликтные линии. Необходимо обеспечить безопасность их жизни и свободу передвижения. В противном случае инциденты с участием данного трансграничного населения могут привести к вспышке насилия, которая разрастется до полномасштабного конфликта.

Рекомендации для грузинского и российского правительств, представленные в плане

  • Рекомендации для грузинского правительства. С. Чарап считает, что Тбилиси следует проявлять добрую волю и поддерживать конструктивные отношения со всеми международными субъектами, ведущими деятельность в Абхазии и Южной Осетии. Также Грузии следует развивать взаимовыгодное сотрудничество с регионами Российской Федерации, соседствующими с Грузией, но при этом стараться учитывать опасения Москвы, касающиеся инициатив Грузии на российской территории, и действовать максимально открыто. 
     
  • Рекомендации для российского правительства. С. Чарап выделил следующие рекомендации:

    • Неприменение силы. В ответ на заявление президента Грузии Михаила Саакашвили о неприменении силы против Абхазии и Южной Осетии (ноябрь 2010 г.) России было бы целесообразно сделать встречное заявление аналогичного характера, указал С. Чарап. Это дало бы возможность убедить международное сообщество, что Россия не собирается вновь применять силу против Грузии. Подобное заявление не потребовало бы от России изменения ее позиции относительно статуса Южной Осетии и Абхазии и границ Грузии, отметил докладчик. России также не нужно было бы в этом случае признавать себя стороной конфликта.
       
    • Шаги по направлению к нормализации отношений. Также С. Чарап полагает, что российским властям необходимо смягчить риторику в отношении официального Тбилиси, упростить визовый режим для грузинских граждан и максимально активизировать гуманитарные и экономические связи между странами.
       

В. Наумкин добавил, что разрешение грузинско-российских противоречий невозможно без вовлечения в переговорный процесс Абхазии и Южной Осетии в качестве равноправных участников.

В заключение С. Чарап подчеркнул, что меры, изложенные в плане, направлены на укрепление доверия, нормализацию отношений между властями и народами и установление новых связей, и это соответствует интересам всех сторон — участников грузинских конфликтов, несмотря на фундаментальные разногласия, которые их разделяют в настоящее время.