Термин-акроним БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) был введен в оборот аналитиками американского инвестиционного банка Goldman Sachs в 2001 году. Изначально Goldman Sachs предложил данный термин с целью использовать его для расширения инвестиционных возможностей своих потенциальных партнеров по бизнесу, однако с тех пор акроним БРИК постепенно приобретал новые смыслы, иногда далеко отстающие от первоначального значения. Об этом на мероприятии в Московском Центре Карнеги говорили сотрудники МГИМО Кирилл Коктыш, Виктор Сергеев и Кирилл Петров — члены авторского коллектива, подготовившего аналитический доклад «БРИК — политическая реальность посткризисного мира? Новые возможности для России». Модератором мероприятия был заместитель директора Московского Центра Карнеги Сэм Грин.
Исходная структура концепта БРИК
Как отметил К. Петров, изначально концепция БРИК строилась на объединении четырех стран — Бразилии, России, Индии и Китая — в группу динамично развивающихся рынков, где увеличение темпов роста ВВП определялось ростом занятости, ростом капитала в акциях и техническим прогрессом. Goldman Sachs продвигал идею о том, что в ближайшем будущем роль стран БРИК в глобальной экономике увеличится, а страны «Большой семерки» (самые богатые страны мира) утратят экономическое лидерство.
Изменение концепта БРИК
Особенно активно дискурс о БРИК стал развиваться в СМИ с 2008-2009 гг., когда разразился мировой финансовый кризис. При этом термин БРИК воспринимался и воспринимается в самих странах БРИК по-разному.
- Россия и Бразилия. В этих странах термин БРИК использовался специалистами без существенных смысловых изменений и каких-либо выдающихся собственных интерпретаций. Однако после кризиса эксперты России и Бразилии стали рассматривать БРИК как группу стран, способную влиять на решения, касающиеся стабилизации мировой финансовой системы. Теперь БРИК считается одним из центров «многополюсного мироустройства».
- Индия. Если до кризиса концепт БРИК почти не упоминался в индийском дискурсе, то с наступлением кризиса ситуация изменилась. Вопрос о реализуемости базового концепта БРИК, выдвинутого Goldman Sachs, не обсуждается — это подается как предопределенность. Главным для индийских экспертов стал вопрос о том, что должна сделать Индия, чтобы соответствовать своей новой роли. Как заметил К. Коктыш, концепция БРИК легитимировала индийский изоляционизм: для Индии БРИК интересен как политическая сущность, где Индия отводит себе роль «лидера завтрашнего дня», способного самостоятельно справляться с изменениями внешней конъюнктуры, компенсировав внешние трудности развитием внутреннего рынка.
- Китай. До кризиса о концепте БРИК в Китае говорили только эксперты-экономисты, однако после кризиса, по словам К. Коктыша, термин БРИК приобретает в Китае совершенно новое значение, не имеющее ничего общего с первоначальным смыслом, заложенным аналитиками Goldman Sachs. В 2009 году начинается обсуждение перспектив БРИК в качестве политического блока и возможностей достижения внутренней интеграции и взаимного доверия между четырьмя странами БРИК. Китай обозначил две внешнеполитические цели стран БРИК: получение доли в контроле над мировыми финансами и борьба с протекционизмом. При этом в настоящее время концепт БРИК в китайском осмыслении ориентирован на внешнего адресата — США. Идея БРИК, судя по всему, используется для подготовки переговорной позиции, когда в рамках торга с США БРИК может стать либо разменной монетой, либо инструментом достижения Китаем своих целей.
Таким образом, если изначально Goldman Sachs предполагал рассматривать страны БРИК как рынки, а не как политический блок, и до 2008 года концепт БРИК применялся западными маркетологами и инвесторами в инвестиционных целях, то за последние годы, как подчеркнул К. Петров, акроним приобрел политическое наполнение. Страны БРИК стали сами использовать данный акроним с учетом своих политических амбиций.
В настоящее время БРИК трансформируется в БРИКС: страны БРИК плюс ЮАР.
Внутри БРИК
Говоря о возможных конфликтах между странами БРИК, В. Сергеев заметил: по сравнению с внешними проблемами противоречия внутри БРИК невелики. Это дает шанс на то, что отношения между этими странами будут успешно развиваться и в дальнейшем.