После многолетних официальных заявлений о том, что военная реформа в России закончена и впредь будет происходить только оптимизация военной политики и военного строительства, в стране в очередной раз началась военная реформа. Новый этап реформирования российских Вооруженных сил связан с деятельностью министра обороны Анатолия Сердюкова, назначенного на этот пост в феврале 2007 г. на смену Сергею Иванову, руководившему министерством с марта 2001 г. В качестве идеологии военной реформы провозглашается создание компактных, мобильных, хорошо технически оснащенных и обученных Вооруженных сил (ВС), способных выполнить поставленные задачи.

В новом выпуске Рабочих материалов Алексей Арбатов и Владимир Дворкин анализируют существо, цели и ход новой военной реформы, ее достоинства и недостатки, предварительные итоги и дальнейшие перспективы. Также предлагаются пути и способы решения старых и вновь возникших проблем, повышения эффективности реформы, военной политики и военного строительства России.

По словам авторов, в целом очевидно, что многие направления нынешнего военного реформирования обоснованны и давно назрели, их уже много лет предлагают независимые эксперты. В частности, это отказ от концепции мобилизации и упразднение кадрированных соединений и частей, сокращение численности Вооруженных сил и парков устаревшей военной техники, разукрупнение соединений и частей, перевод их в состояние постоянной готовности, создание ОСК вместо военных округов, улучшение боевой подготовки, технической оснащенности и мобильности войск и сил, исправление перекосов структуры личного состава, консолидация системы тылового обеспечения, адаптация к новым условиям системы военного образования и военной науки, избавление от лишнего имущества, запасов, земельных угодий и пр.

В то же время в силу закрытости и кулуарности процесса принятия решений, передачи их выполнения полностью в руки военной бюрократии, отсутствия реального парламентского, экспертного и общественного контроля процесса реформирования, своевременной проверки результатов и исправления допущенных ошибок — как в концепции реформы, так и в ее практическом осуществлении — было и остается немало просчетов, нестыковок и больших издержек.