Разрабатываемая в рамках программы социально-экономического развития России до 2020 года «Стратегия-2020» налоговая реформа нефтяной отрасли содержит идею выравнивания цен на нефть на внешнем и внутреннем рынке, что предполагает принятие своевременных обдуманных политических и экономических решений, способствующих обеспечению сбалансированной бюджетной политики. Об этом говорилось на мероприятии в Московском Центре Карнеги, на котором выступали Сергей Дробышевский (Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара), Юрий Бобылев (Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара) и Сергей Вакуленко (IHS Cambridge Energy Research Associates). Вел мероприятие старший научный сотрудник программы по энергетике и климату Фонда Карнеги за Международный Мир Аднан Ватансевер. 

Проблемы развития нефтеперерабатывающей отрасли

  • Экспорт сырой нефти выгоднее переработки. В России крайне низкий уровень переработки нефти. Основным продуктом переработки является мазут. При экспорте сырой нефти механизм изъятия ресурсной ренты — экспортная пошлина — дает бóльший доход в бюджет, чем при переработке. С. Дробышевский отметил, что и для нефтяников, и для экономики в целом экспортировать сырую нефть выгоднее, чем продукты переработки.
     
  • Субсидирование. По словам С. Дробышевского, разница цен на внутреннем и внешнем рынках означает, что российская экономика получает субсидию за счет поддержания заниженных цен на нефть. Однако из 3,8% ВВП ресурсной ренты, перераспределяемой в экономику, 1,7 % ВВП получает нефтепереработка, которая не меняется с точки зрения технологий и остается достаточно неэффективной. Но С. Вакуленко возразил, что, с точки зрения нефтепереработчиков, субсидирование экспорта необходимо для поддержания низких цен на бензин. В условиях, когда население считает коррупцию и воровство одной из основных проблем в государстве, подчеркнул С. Вакуленко, получение субсидий в виде заниженных цен на бензин надежнее, чем, например, прямые денежные трансферы населению изъятой у нефтяников ренты.

Необходимость реформ налоговой системы нефтяной отрасли

По словам С. Дробышевского, необходимость реформ вызвана несколькими причинами:

  • Российская нефтепереработка создавала отрицательную добавочную стоимость еще во времена СССР. За время постсоветских реформ эта ситуация никак не изменилась. По оценкам экспертов Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, а также Экономической экспертной группы, отрицательная добавочная стоимость нефтепереработки составляет 3% ВВП.
     
  • При заниженных внутренних ценах не создаются условия для модернизации промышленности, обеспечения политики энергосбережения и развития «зеленой» экономики.
     
  • В условиях рыночной экономики именно цены являются индикатором повышения эффективности экономики. При существующей диспропорции в ценах такой важный индикатор экономики, как ценовые индикаторы, не работает.

Цель реформ

Механизм изъятия ресурсной ренты через экспортную пошлину создает диспропорцию между ценами на внутреннем и внешнем рынках. Поэтому, по словам С. Дробышевского, вместо экспортной пошлины изымаемая государством рента от продажи сырьевых ресурсов должна перераспределяться для нужд экономики таким образом, чтобы создавать стимулы для модернизации и рационального использования ресурсов, а также стимулы к энергоемкости и снижению влияния на окружающую среду.

Как должны проходить реформы

  • Налогообложение. С. Дробышевский подчеркнул, что отмена экспортной пошлины для выравнивания внутренних и внешних цен на нефть должна сопровождаться изъятием дополнительных доходов нефтяников по принципу налогообложения доходов, а не выручки. При повышении налога на добычу должны учитываться условия добычи в разных регионах и на разных скважинах. Задача налога будет состоять в изъятии ренты и одновременном стимулировании нефтедобычи более эффективным методом. При этом велик риск того, что из-за увеличения расходов предприятий в связи с повышением цен на нефть доходы, не связанные с добычей нефти, снизятся. Очевидна необходимость снижения других налогов либо инвестиции тех средств, которые попадают в бюджет, в экономику. По словам Ю. Бобылева, введение налогов на доход оправданно, но надо учитывать сложность администрирования таких налогов в части контроля доходов и затрат на добычу нефти.
     
  • Постепенность реформ. В связи с тем, что последствия реформ достаточно чувствительны, необходимо снижать экспортные пошлины постепенно, для того чтобы можно было смягчать негативные последствия в ручном режиме, заметил С. Дробышевский.