Современный мир идет по пути нарастающей активности стран в области климатической политики. Несмотря на то, что будущее после окончания срока действия Киотского протокола не определено, все большее число государств стремится создать у себя если не национальную торговую систему, то хотя бы региональные и добровольные рынки, которые призваны стать стимулом для эффективного развития экономик и безопасного будущего для здоровья людей.

Недооценка мировой тенденции в развитии экологических инициатив разных стран может существенно сказаться на конкурентоспособности стран, недостаточно подготовленных к новым вызовам времени. Развитие национальной системы и принятие соответствующего законодательства в США может обернуться обвинением в демпинге тех стран — импортеров на американский рынок, которые не закладывают цену углерода в свою продукцию. Импортеры будут вынуждены компенсировать углеродные выбросы, осуществленные в результате производства их продукции, в качестве меры по защите американских производителей аналогичной продукции, а также защиты от «парниковой» миграции производств.

Приходится признать, что Российская Федерация существенно отстала от мировых углеродных трендов. На европейском рынке увеличивается тенденция к ужесточению требований к импорту в связи с выбросами парниковых газов при производстве импортируемой продукции. При наиболее прогрессивной национальной системе торговли парниковыми выбросами ЕС стремится стать лидером в разработке технологий по улавливанию и хранению углерода при сжигании ископаемого топлива. Такая технология позволит значительно снизить выбросы парниковых газов при сжигании ископаемого топлива. Таким образом, странам — импортерам на европейский рынок так или иначе придется решать вопросы, связанные с новыми условиями доступа на рынки Европы, — будет ли это связано с разработкой или покупкой «улавливающих» технологий или же с осуществлением экологической политики и участием в мировом углеродном рынке.

___________________________________________________________

Углеродный рынок, начавший свое развитие почти одновременно со вступлением в силу Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата в 2005 году, претерпевает все более заметные изменения. Прежде всего наблюдается тенденция увеличения активности региональных и добровольных рынков. Все большее количество стран осознают необходимость реагировать на происходящие на мировых рынках изменения, в частности связанные с перспективой создания глобального углеродного рынка на основе национальных и региональных обязательных систем торговли или нового глобального соглашения, предметом торговли которого являются квоты и кредиты на выбросы парниковых газов.

Поводом для разработки программ по сокращению выбросов парниковых газов и для создания углеродного рынка послужило фиксирование рядом ученых климатических изменений, выражающихся в постепенном повышении, начиная со второй половины прошлого века, среднегодовой температуры, что большинство ученых связывают с накоплением в атмосфере так называемых «парниковых газов» в результате антропогенного воздействия. Взятые странами в соответствии с Киотским протоколом обязательства по сокращению выбросов способствовали разработке механизмов, формирующих мировой углеродный рынок.

Помимо решения основной задачи по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу и смягчения последствий парникового эффекта существование углеродного рынка, регламентированного или добровольного, позволяет достичь ряда других целей. Одни страны и компании могут выполнять свои обязательства по выбросам через покупку разрешений на выбросы и других продуктов углеродного рынка в зависимости от типа рынка и страны. Другим государствам участие в купле-продаже углеродных единиц дает возможность привлечь инвестиции и использовать технологии по сокращению выбросов, что позволяет создать условия для эффективного развития экономики.

Объем мирового углеродного рынка в стоимостном выражении рос до 2009 года с небольшим снижением в 2010 году, несмотря на значительные колебания цен на углеродные единицы. По данным Всемирного банка, агентства Bloomberg и ряда других организаций, за пять лет объем сделок на мировом углеродном рынке увеличился более чем в 13 раз с 11 млрд долларов в 2005 году до 143,7 млрд долларов в 2009 году, что составляет 8,2 млрд тонн диоксида углерода. После пяти лет стремительного роста объем мирового углеродного рынка в стоимостном выражении незначительно сократился со 143,7 до 141,9 млрд долларов, несмотря на ухудшение ситуации в экономике большинства стран мира в результате глобального финансового кризиса. На сокращение углеродного рынка повлияла неопределенность развития рынка после 2012 года и политические разногласия по вопросам создания торговых систем в ряде развитых стран. Последствия рецессии в промышленно развитых странах привели к уменьшению объемов выбросов парниковых газов естественным образом за счет сокращения производства.

По данным компании PointCarbon, во время кризисного периода цена квот на выбросы СО2 в самой крупной торговой системе — ETS (торговая система Европейского союза) резко снизилась с 30 евро за тонну эквивалента диоксида углерода (tCO2e) в 2008 году до 12-15 евро/tCO2e. В 2010 году торговля европейскими квотами составила 84% мирового углеродного рынка. Восстановление рынка после финансового кризиса повлечет за собой новый виток повышения цены на углеродном рынке, что будет означать рост конкурентоспособности альтернативных источников энергии. За счет радикальных изменений в ценообразовании на глобальном энергетическом рынке новые более капиталоемкие источники энергии смогут расширить свою долю рынка, постепенно вытесняя традиционные виды энергетических ресурсов — нефть, уголь и газ.

Развитие углеродного рынка и систем квотирования выбросов приводит к формированию механизма включения издержек на сокращения выбросов диоксида углерода и других парниковых газов в цену продукции, в частности энергоресурсов. Повышение цены на энергоносители за счет включения углерода снижает конкурентоспособность ископаемых видов топлива и углеродоемкой продукции. Многие страны осознают необходимость учитывать новые мировые тенденции, связанные с потенциальным ростом цен на выбросы и развитием мирового углеродного рынка, для обеспечения устойчивого развития своих экономик.

Современный мировой углеродный рынок включает в себя регламентированные (обязательные) системы торговли выбросами и рынки добровольных обязательств, формально не требующие какого-либо официального вмешательства. Согласно отчету Ecosystem Marketplace и Bloomberg New Energy, в отличие от сокращения объема мирового углеродного рынка в 2010 году по сравнению с 2009 г. на 1,25%, добровольный углеродный рынок вырос в 2010 году на 34% до рекордного значения 131 миллион тонн эквивалента диоксида углерода, или 424 миллиона долларов США.

Добровольные рынки по-прежнему остаются маленькой, но важной частью глобального углеродного рынка. 2010 год показал наибольшую активность на этом типе углеродного рынка. Хотя его объем традиционно незначителен и составляет не более 0,3 % мирового углеродного рынка, 2010 год продемонстрировал значительное увеличение объема сделок по сравнению с предыдущим годом. Рост добровольного рынка проходил на фоне повышения активности социально ответственных крупных компаний, которые увеличили свои расходы на компенсацию эмиссии парниковых газов. Многие игроки рынка инвестировали в проекты по возобновляемой энергии и устойчивому развитию. Некоторые видели будущее за проектами в лесном хозяйстве.

2010 год дал девелоперам проектов новый инструмент для крупномасштабного решения проблем с выбросами парниковых газов за счет сокращения эмиссий путем предотвращения вырубки лесов (REDD — Сокращение эмиссий, вызванных обезлесением и деградацией лесов). После официального признания рост доли REDD и REDD+ на рынке составил 500% от уровня 2009 года. Такие механизмы могут оказаться наиболее действенными инструментами по смягчению последствий изменения климата в долгосрочной перспективе.

Прошлый год подверг испытаниям поставщиков углеродных единиц на рынки США. Неспособность федерального правительства прийти к единому решению по вопросам изменения климата привела к закрытию Чикагской климатической биржи (CCX) и других более мелких торговых площадок. Большинство сделок стало заключаться на внебиржевых площадках на двусторонней основе. По итогам года сделки на внебиржевых торгах достигли 127,9 миллионов тонн CO2e и составили 97% рынка. Несмотря на то, что добровольные рынки не регулируются Киотским протоколом и не могут в полной мере обеспечить контроль, ограничение и снижение выбросов, они вполне соответствуют его духу и принципу обучения на практике (learn by doing).

___________________________________________________________

Будущее Киотского соглашения после 2012 года видится экспертам несколько туманным. Конференция ООН по проблемам изменения климата, проходившая в Копенгагене в 2009 году, не оправдала надежд и привнесла в общее настроение некоторые нотки разочарования. Канкунская конференция 2010 года дала участникам возможность вновь обрести уверенность в действенности Рамочной конвенции ООН по изменению климата (UNFCCC). Торговля эмиссиями, проектные механизмы, регламентируемые Киотским протоколом, останутся в действии, но что придет на смену Киотскому протоколу — по-прежнему остается неясным.

Тем не менее вслед за Европой о создании национальной системы торговли квотами объявила Япония. Предполагается, что Норвегия и Швейцария вольются в европейскую национальную систему. Весьма вероятным является создание национальной системы в краткосрочной перспективе в Австралии. В США пока торговля идет на уровне отдельных штатов и на региональном уровне.

США

Администрация президента Обамы запустила ряд инициатив в области развития чистой энергии, которые должны вывести страну на уровень крупного игрока углеродного рынка. Вопреки антикиотской политике предыдущей администрации США президент Б. Обама выступил за разработку системы энергобезопасности, одновременно решающую проблемы изменения климата. Согласно законопроекту «Акт о чистой энергии и безопасности», выбросы парниковых газов должны быть снижены до 97% к 2012 году по сравнению с уровнем 2005 года. Рынок квот на выбросы парниковых газов, с последующей увязкой с глобальным углеродным рынком, должен стать инструментом, позволяющим реализовать столь амбициозные планы.

Несмотря на разногласия с Конгрессом, администрация президента активно разрабатывает программы, стимулирующие эффективное использование энергии и снижение потребления топлива в целях сокращения эмиссии парниковых газов. За счет введения новых технологических требований и поддержки инновационных исследований и разработок государство создает стимулы для снижения потребления топлива на транспорте. Предложенные в августе 2011 года президентом Обамой новые стандарты для грузовиков будут способствовать эффективному использованию топлива, радикально сокращая выбросы парниковых газов и стимулируя создание новых рабочих мест. Ожидается, что введение новых стандартов позволит сократить ежегодные выбросы диоксида углерода на 50 млн метрических тонн и сэкономить более 300 тысяч баррелей нефти в день.

Разногласия по поводу климатической политики США смещают акцент в развитии углеродного рынка страны в сторону регионального и добровольного. На региональном уровне начала работу инициатива RGGI, объединяющая 10 штатов северо-востока страны и атлантического побережья. Цель региональной системы — сократить с 2009 до 2018 г. выбросы СО2 от электростанций на 10%, используя систему ограничения и торговли выбросами. Рыночный механизм торговли квотами на выбросы запущен Западной климатической инициативой (WCI), целью которой является сокращение парниковых выбросов к 2020 году до 15% ниже уровня 2005 года. Система торговли эмиссиями WCI объединяет Калифорнию, западные штаты США и часть провинций Канады. 

Развитие мирового углеродного рынка сопровождается появлением новых игроков. Наряду с США, Евросоюзом, Японией все более активное участие в проектах по смягчению последствий климатических изменений и торговле эмиссиями принимают Китай, Бразилия, Индия.

Китай

Как и другие развивающиеся экономики, Китай не связан количественными обязательствами Киотского протокола. Тем не менее, осознавая свою возрастающую значимость в геополитической и экономической сфере, Китай объявил в марте 2011 года о своем намерении внести свой вклад в решение проблем, связанных с изменением климата. Одной из целей Плана национального экономического и социального развития на 12-ю пятилетку является сокращение на 17% выбросов парниковых газов на единицу ВВП, а также повышение энергоэффективности страны на 16% к 2015 году. Это соответствует 40-45%-ному сокращению углеродоемкости продукции к 2020 году от уровня 2005 г.

Как было заявлено на конференции в Канкуне, Китаю необходимо снижать выбросы, чтобы избежать влияния последствий климатических изменений на увеличивающееся население страны (особенно городов), а также для того, чтобы решать возникающие вызовы, связанные с энергобезопасностью страны. Согласно Плану упор будет сделан на ограничение выбросов парниковых газов в сталелитейной промышленности, а также в производстве цемента. 

Недавно Китай обошел Соединенные Штаты и стал самым крупным эмитентом парниковых газов в мире. Понимая последствия этого факта, КНР разработала планы по введению пилотной системы по торговле эмиссиями парниковых газов с последующим постепенным развитием национальной торговой системы к 2015 году. Функционирование такой системы будет обеспечиваться за счет введения штрафных тарифов на электричество на энергоемких производствах. Пилотная схема будет запущена в нескольких крупных городах к 2013 году.

Кроме этого, в рамках пятилетнего плана предполагается развитие так называемых зеленых технологий. Китай планирует увеличить территорию лесопосадок на 12,5 миллионов гектаров к 2015 году. Также новый план содержит положения о повышении энергоэффективности зданий и промышленных сооружений, развитии инфраструктуры общественного железнодорожного транспорта и использовании альтернативных источников энергии. На создание и развитие торговой системы Китай, наряду с Чили, Турцией, Индонезией, Таиландом и рядом других стран, получит 350 тыс. долларов от Мирового банка. Эти средства должны быть направлены на сбор и обработку данных, организацию отчетности и анализа, а также на разработку законодательной базы.

Помимо амбициозных планов на будущее, КНР уже сегодня поддерживает торговлю эмиссиями, используя гибкие механизмы Киотского протокола и создав экологические и энергетические биржи для торговли Сертифицированными сокращениями выбросов (CER) и Добровольными сокращениями выбросов (VER). В 2010 году Комиссия по национальному развитию и реформам (NDRC) одобрила около 2 850 проектов на основе Механизма чистого развития (CDM). Доля Китая среди всех проектов CDM составляет 42%, или 240 млн тонн эквивалента СО2 ожидаемых сокращений выбросов.

Россия и прочие страны

Вслед за Европой и Соединенными Штатами Америки другие страны мира, в том числе и развивающиеся, берут на себя добровольные обязательства по ограничению выбросов парниковых газов и стремятся развивать национальные системы торговли выбросами. Некоторые страны, например Австралия и Новая Зеландия, могут разработать совместный трансграничный механизм торговли «углеродными кредитами» в том случае, если Австралия создаст свою единую систему торговли выбросами. В 2008 году Индия начала осуществление Национального плана действий в связи с изменением климата, который подразумевает реализацию восьми программ по использованию солнечной энергии, энергоэффективных технологий и механизмов, по развитию экосистемы в Гималаях и др. Индия взяла на себя добровольное обязательство по сокращению «углеродоемкости» ВВП на 20-25% к 2020 году по сравнению с уровнем 2005 года. С аналогичными инициативами выступают Мексика, Бразилия, Южная Корея, Южная Африка и другие страны.

Увеличение количества стран, участвующих в процессе развития мирового углеродного рынка, свидетельствует об осознании многими государствами необходимости принятия мер, направленных на смягчение последствий изменения климата. Последние договоренности на Канкунской конференции и тенденции развития добровольных рынков показали, что вне зависимости от будущей судьбы Киотского протокола мировой углеродный рынок будет функционировать и дальше, а страны-участницы будут оптимизировать свою экологическую политику, чтобы эффективнее распоряжаться имеющимися энергоресурсами. Успешное решение задач, связанных с осуществлением политики сокращения выбросов парниковых газов при одновременном экономическом росте, выведет на новый уровень страны, вовлеченные в этот процесс. В самом ближайшем будущем вопросы экономического взаимодействия между странами будут рассматриваться через экологическую призму. Преимущества будут получать те страны, которые грамотно и эффективно разработали законодательную базу и поступательно осуществляют экологическую политику, стимулирующую сокращение выбросов предприятиями и использующую весь набор инструментов торговли выбросами.

Несмотря на то, что в апреле нынешнего года правительство РФ приняло Комплексный план реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, который включает разработку и внедрение экономических инструментов ограничения выбросов парниковых газов, практическое осуществление контроля над эмиссией сокращений и верификация единиц сокращений выбросов вызывают много вопросов. К сожалению, пока постановка такой задачи не наполнена конкретным содержанием. Тем не менее сейчас главное — не упустить время, что может обернуться потерями для экономики страны.

С очень высокой долей вероятности можно констатировать, что с 2012 года заработает система глобальных углеродных ограничений в авиационном секторе. Правительствам и авиакомпаниям стран, осуществляющим полеты в зону ЕС, будет необходимо принять меры, связанные с выполнением требований ЕС о включении этих компаний в европейскую систему торговли выбросами. Введение правительствами административных запретов может оказаться неэффективным, и более целесообразным — по крайней мере, с экономической точки зрения — станет принятие решений о создании национальных систем торговли выбросами, включающих авиационный сектор. Принятие таких решений позволит не только минимизировать «углеродные потери», но и приведет к перераспределению средств, направляемых на покупку разрешений, из стран ЕС в те страны, которые введут у себя аналогичные ограничения.

С высокой долей вероятности можно предположить распространение углеродных ограничений в среднесрочной перспективе на отдельные углеродоемкие сектора экономики и развитие углеродных механизмов, обеспечивающих модернизацию этих секторов — в энергетике, черной и цветной металлургии, в цементной промышленности и др. Представляется целесообразным проведение модельных исследований, касающихся функционирования таких рынков в условиях введения углеродных ограничений (цены на углерод) с оценкой рисков неучастия российских компаний в международных системах торговли выбросами.

Россия — а вместе с ней Канада и Япония — заявили о своем неучастии в выполнении обязательств по ограничению выбросов в рамках Киотского протокола на период после 2012 года. Вместе с тем экономическая оценка такого решения для России не проводилась. Очевидными являются недостатки такого решения, связанные с неизбежным в этом случае сворачиванием проектной деятельности, предполагающей передачу сокращенных единиц выбросов. С учетом открытия в конце ноября очередной Конференции сторон в Дурбане представляется необходимым в кратчайшие сроки оценить все последствия принятия Россией того или иного решения о ее присоединении (неприсоединении) к новому климатическому соглашению.

Представляется маловероятным введение в России торговли выбросами в кратко- или долгосрочной перспективе. Вместе с тем представляется целесообразной разработка предложений по формированию отдельных пилотных систем «cap and trade» для заинтересованных секторов российской экономики. Правительство России может взять на себя функции координатора разработки таких схем при поступлении соответствующих инициатив от бизнеса.

Развитие региональных систем торговли выбросами в долгосрочной перспективе потребует развития унификации международных требований различных стран, связанных с введением углеродных ограничений. С учетом относительной отсталости России в вопросах формирования углеродного рынка целесообразно провести оценку опыта, рисков и преимуществ функционирования уже созданных систем торговли выбросами, имея в виду проведение в дальнейшем переговоров о возможной совместимости таких систем с российскими инициативами.