Россия сняла с себя количественные обязательства по выбросам парниковых газов. Однако, являясь одной из наиболее энергоемких экономик, Россия имеет возможность изменить ситуацию и сокращать выбросы парниковых газов в дальнейшем. О перспективах развития российской экономики в свете переговоров по климату в Дурбане в конце 2011 г. говорилось на мероприятии в Московском Центре Карнеги, которое было проведено совместно с Институтом Фритьофа Нансена (Норвегия) и в котором участвовали: Александр Аверченков (Программа развития ООН), Федор Веселов (Институт энергетических исследований РАН), Владимир Литвак (ВТБ Капитал), Олег Плужников (Министерство экономического развития РФ), Михаил Юлкин (Российский союз промышленников и предпринимателей), Анна Корппоо (Институт Фритьофа Нансена), Олег Шаманов (отдел многостороннего сотрудничества в области окружающей среды департамента международных организаций МИД РФ) и Алексей Кокорин (Всемирный фонд дикой природы (WWF Russia)). Вели мероприятие координатор программ «Экономическая политика» и «Энергетика и климат» Московского Центра Карнеги Анна Бессонова и координатор Экологической программы Фонда им. Генриха Бёлля Алиса Никулина.

Возможность сокращения эмиссий парниковых газов в экономике России

Ф. Веселов предположил, что при снижении цен на нефть и активной климатической политике у российской экономики, тем не менее, есть возможность пойти по восходящему тренду с ежегодным увеличением ВВП. Он перечислил несколько факторов, влияющих на сокращение эмиссий парниковых газов в современной сырьевой экономике и при инновационном типе развития:

  • энергосбережение и продолжение снижения энергоемкости экономики;
     
  • изменение структуры потребления энергоресурсов за счет перехода на гидроресурсы и атомную энергетику (роль возобновляемых источников энергии станет значимой после 2030-2050 гг. — они могут составить около 10% энергетического баланса страны);  
     
  • доступный уровень цен на возобновляемые источники энергии и окупаемость проектов по модернизации электростанций.

Россия и Киото-2: среднесрочные перспективы экономического развития

Снятие Россией своих количественных обязательств по Киото-2 будет иметь некоторые последствия для российской экономики.

  • Российские бизнес-проекты по сокращению выбросов парниковых газов. Шанс на продолжение переговоров по климату должен быть максимально использован Россией, чтобы российский бизнес имел возможность реинвестирования в новые проекты с механизмом совместного осуществления с целью мобилизации денежных средств для модернизации производства и сокращения выбросов СО2, подчеркнул М. Юлкин. Механизмы, сходные с Киотскими, помогли бы при осуществлении проектов по утилизации попутного газа.
     
  • Будущее проектов совместного осуществления (ПСО) с Россией в международном контексте. Как отметил О. Плужников, ситуация может сложиться таким образом, что ЕС в скором времени выполнит свои обязательства по сокращению выбросов. Учитывая, что Япония сняла с себя обязательства, а Канада вышла из Киотского протокола, спрос на российские квоты по сокращению выбросов может быть крайне ограниченным. Однако, по мнению А. Аверченкова, Россия могла бы создавать искусственный спрос на квази-ПСО через создание систем регулирования выбросами внутри пространства России, Казахстана, Белоруссии и Украины.

Перспективы глобального соглашения по климату после переговоров в Дурбане

Недавняя конференция по климату в Дурбане дала старт всеобъемлющему договору по климату, который призван учесть новые мировые тенденции в связи с развитием стран. По мнению О. Шаманова, конференция в Дурбане закончилась успехом: для одних стран осталась в силе промежуточная фаза климатического регулирования; с другой стороны, появилось решение о начале подготовки глобального соглашения.

  • Сроки договора. Для заключения глобального соглашения отведен срок до 2020 года, что является, по словам О. Шаманова, результатом компромиссных решений с развивающимися странами, для которых такое решение является отсрочкой взятия на себя количественных обязательств по выбросам.
     
  • Дифференцированный подход к обязательствам развивающихся стран нашел поддержку развитых стран. Некоторые развивающиеся страны отнеслись к предложению с осторожностью. По словам А. Корппоо, заслуживает внимания сама идея более сложной градации, нежели разделение на развитые страны и развивающиеся страны. При этом пока неясно, как удастся снять противостояние развитых стран и развивающихся стран и будет ли этому способствовать работа в рамках нового соглашения.
     
  • Проблемы пересчета. Как отметил А. Кокорин, неопределенности с подсчетом того, насколько каждая страна должна сокращать уровень выбросов, связаны с отсутствием оценок экономического ущерба стран от потепления климата и механизмов пересчета ущерба в градусы. Необходимо учитывать и затраты на реализацию финансовых механизмов сокращения выбросов, которые бы покрывались за счет развитых стран.