Обеспечение безопасности ядерных материалов — одна из самых серьезных проблем в сфере безопасности. Успешное решение этой проблемы отвечает интересам всех государств — как ядерных, так и неядерных, что создает основу для совместных действий.

Американская неправительственная организация Nuclear Threat Initiative (NTI) совместно с аналитической службой Economist Intelligence Unit составила Индекс безопасности ядерных материалов. Этот рейтинг, который составители характеризуют как «первый в своем роде», оценивает безопасность ядерных материалов в 176 странах по ряду параметров. Индекс был представлен в США 11 января 2012 г.

Российская презентация Индекса состоялась в Московском Центре Карнеги. На мероприятии выступили Пейдж Стаутленд (NTI) и автор Индекса с российской стороны — Анатолий Дьяков (Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии МФТИ). Со вступительным словом к участникам презентации обратился директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин. Модератором мероприятия был председатель программы «Проблемы нераспространения» Московского Центра Карнеги Алексей Арбатов.

Принцип составления Индекса

  • Критерии для 32 государств. Как рассказал П. Стаутленд, число государств, имеющих ядерные материалы в объеме свыше одного килограмма, составляет 32. Для них ситуация с безопасностью оценивалась по пяти параметрам:

    • количество и местонахождение ядерных материалов;
       
    • меры по обеспечению сохранности и контроля;
       
    • соблюдение международных норм в данной сфере;
       
    • обязательства государства и возможности по их соблюдению;
       
    • социальные факторы.
       
  • Критерии для остальных 144 государств. Ситуация в остальных 144 государствах оценивается лишь по трем последним критериям, поскольку количество имеющихся у них ядерных материалов незначительно.
     
  • Спорность критериев. П. Стаутленд отметил противоречивость параметра «социальные факторы», подразумевающего возможность социального взрыва, высокий уровень коррупции и стремление преступных групп и террористов к приобретению ядерных материалов. Приводя в пример Россию, А. Дьяков подчеркнул, что недавние политические протесты кардинальным образом не повлияли на безопасность в стране, однако в Индексе безопасности ядерных материалов Россия тем не менее заняла невысокое место с точки зрения стабильности (45 баллов из 100), что является, как полагает А. Дьяков, необоснованным. Также, по мнению А. Дьякова, вызывает сомнение методический подход, согласно которому чем больше объем ядерных материалов у государства, тем легче они могут попасть в руки преступных и террористических организаций.

Лидеры и аутсайдеры

  • Лидеры. Как рассказал П. Стаутленд, первое место в рейтинге заняла Австралия, располагающая незначительными запасами ядерных материалов и демонстрирующая высокие показатели по всем параметрам Индекса (Великобритания также имеет высокие показатели по всем параметрам, но заняла более низкое место из-за большого количества ядерных материалов, пригодных для использования в военных целях). За Австралией следуют Венгрия, Чехия, Швейцария и Австрия.
     
  • Проблемы США. США, как и еще ряд стран, не попали в лидеры рейтинга из-за параметра «соблюдение международных норм в данной сфере». Так, отметил П. Стаутленд, Вашингтон еще не ратифицировал два договора, которые считаются важнейшими для данной категории: это Поправка к Конвенции о физической защите ядерного материала и Международная конвенция по борьбе с актами ядерного терроризма.
     
  • Аутсайдеры. Последние места среди 32 стран, обладающих запасами ядерных материалов свыше одного килограмма, заняли Индия, Вьетнам, Иран, Пакистан и Северная Корея. Четыре из этих пяти стран производят ядерные материалы, пригодные для использования в военных целях. В отличие от них, подчеркнул П. Стаутленд, Вьетнам располагает не слишком большими запасами ядерных материалов, однако он попал в число «аутсайдеров» по причине отсутствия независимого регулирующего органа в данной сфере, низкого уровня безопасности при транспортировке ядерных материалов, из-за недостаточного качества подготовки соответствующего персонала.

Индекс как основа для повышения уровня безопасности

  • Не повод для критики. Индекс не следует воспринимать просто как совокупность баллов, позволяющих критиковать или превозносить ту или иную страну, указал П. Стаутленд. По словам А. Дьякова, каждое государство представляет собой уникальный случай, и объективная оценка ситуации осложняется дополнительными факторами — например, связанными с наличием или отсутствием опыта обеспечения безопасности ядерных материалов.
     
  • Позитивный ориентир. По словам П. Стаутленда, Индекс — это ориентир, указывающий направление развития для тех государств, которые сегодня имеют низкие рейтинги. Докладчик отметил, что отклики, полученные NTI, в подавляющем большинстве носят позитивный характер. «Одно из упомянутых в Индексе государств уже обратилось к NTI с предложением обсудить конкретные упущения и способы их устранить», подчеркнул П. Стаутленд. В NTI надеются, добавил он, что Индекс станет основой для анализа ситуации в области ядерной безопасности и позволит странам выработать общие шаги в этой области.