Отношения между Россией, США и Китаем в области стратегической стабильности являются темой, о которой политики говорят все больше, но изучение которой на аналитическом уровне пока что находится на начальном этапе. Данной проблеме было посвящено мероприятие в Московском Центре Карнеги, на котором с докладом выступил председатель программы «Проблемы нераспространения» Московского Центра Карнеги Алексей Арбатов. Вела мероприятие заместитель директора по связям с общественностью Центра Наталия Бубнова.

Военно-стратегические отношения в «большом треугольнике»

Отношения между Россией, США и Китаем, образующими так называемый «большой треугольник», представляют собой сложный клубок интересов и противоречий в области наступательных и оборонительных, стратегических и нестратегических вооружений.

  • Россия и США. Россия и США находятся в состоянии взаимного ядерного сдерживания, основанного на невозможности предотвратить ответный ядерный удар друг друга.
     
  • США и Китай. Между США и Китаем также существует взаимное ядерное сдерживание, которое может быть охарактеризовано как ассиметричное и латентное.
     
  • Россия и Китай. Хотя на официальном уровне признается, что Россия и КНР являются партнерами, есть признаки того, что ядерные силы двух стран частично развернуты друг против друга.

Роль ядерного оружия в военной политике трех стран

Роль ядерного оружия в военной политике России, США и Китая является различной. Это не способствует формированию общей основы стратегических отношений в треугольнике.

  • Россия. Самую большую роль ядерное оружие играет в военной политике России, которая ощущает слабость в сфере обычных вооружений.
     
  • США. Соединенные Штаты также уделяют важную роль ядерной компоненте, несмотря на то что для США растет значение противоракетных систем и высокоточного оружия.
     
  • Китай. По сравнению с Россией и США Китай в наименьшей степени полагается на ядерное оружие. В сфере ядерного оружия Китай осознает свое отставание от России и США.

Ядерные доктрины России и США

Ядерные доктрины России и США содержат всего лишь два значимых отличия:

  • США открыто переносят акцент на оборонительные и высокоточные вооружения, тогда как Россия остается сторонницей концепции ядерного сдерживания, хотя она также развивает воздушно-космическую оборону и разрабатывает высокоточное оружие.
     
  • США допускают возможность нанесения первого удара для защиты своих союзников, тогда как Россия не берет на себя обязательства применять ядерное оружие для защиты союзников.

Противоречия ядерной доктрины Китая

Китайская доктрина содержит ряд положений, которые вызывают у исследователей серьезные вопросы.

  • Отказ от нанесения ядерного удара первым. Безусловное обязательство не наносить ядерный удар первым, отличающее Китай от прочих ядерных государств, предполагает, что у КНР должны быть силы для ответного удара. В противном случае данное обязательство вызывает большие сомнения.
     
  • Минимальное ядерное сдерживание. Китай ограничивается заявлениями о том, что он придерживается концепции минимального ядерного сдерживания, обусловленного задачами обеспечения национальной безопасности. Это не позволяет реально оценить состояние и перспективы развития ядерных сил КНР.
     
  • Отсутствие транспарентности. Китай — единственное государство, которое не открывает никакой информации о своем ядерном потенциале. Другие страны внутри «большого треугольника» — Россия/СССР и США — допускали и допускают определенную открытость в области ядерного оружия.

Проблема вовлечения Китая в процесс контроля над вооружениями

  • Невозможность трехстороннего формата. Переход от двустороннего (Россия — США) формата контроля над вооружениями к трехстороннему (Россия — США — Китай) в обозримой перспективе невозможен. Однако теоретически возможны параллельные переговоры между США и Россией, США и Китаем при одновременных консультациях между Россией и Китаем. При этом Китай представляется самым «трудным» среди всех трех участников данных переговоров.
     
  • Возможные уступки Китаю. Чтобы обеспечить участие Китая в переговорах, России и США придется ему что-то предложить. Уступки могли бы быть следующими:

    • Со стороны США. Сильной картой могло бы стать обязательство США не наращивать противоракетную оборону в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
       
    • Со стороны РФ. Россия могла бы взять на себя обязательство не переводить тактическое ядерное оружие из европейской части страны на восток.
       
  • Что Россия и США хотят от Китая. Ближайшей целью вовлечения Китая в переговорный процесс по ядерным вооружениям является хотя бы относительная транспарентность его ядерного арсенала. Это важно с точки зрения перспектив российско-американского разоружения: если Китай обладает 200-300 ядерными боезарядами, тогда Россия и США могут и дальше сокращать свои арсеналы без угрозы для национальной безопасности; однако дальнейшие сокращения станут затруднительными, если окажется, что у Китая 800-900 или больше боезарядов.