О том, как устроена президентская кампания в США, чем определяются предпочтения американцев и как кандидаты пытаются завоевать их голоса, в интервью «Газете.Ru-Комментарии» рассказала эксперт Московского Центра Карнеги, главный редактор журнала Pro et Contra Мария Липман.

— Между чем и чем выбирают американцы? Или между кем и кем?

Мария Липман
Мария Липман являлась главным редактором выпускавшегося Московским Центром Карнеги журнала Pro et Contra и экспертом программы «Общество и региональная политика».
More >

— Круг вопросов, которые в наибольшей степени интересуют американцев, включает не меньше десятка пунктов, по которым Барак Обама и Митт Ромни расходятся.

Главные из них связаны с экономикой. Прежде всего это безработица. Об Обаме судят по тому, что он смог сделать за четыре года. О Ромни — по его обещаниям и жесткой критике Обамы, чья программа по созданию рабочих мест, настаивает Ромни, оказалась несостоятельной.

Достиг ли Обама каких-то результатов в борьбе с безработицей? Он считает, что да. И, как президент, отработавший первый срок, говорит, что ему нужно дать еще время, немножко потерпеть — и принимаемые им меры дадут обещанный результат. Самый главный аргумент, который стремится использовать любой конкурент действующего президента: «Можете ли вы сказать, что сегодня вы живете лучше, чем четыре года назад?» Ромни напирает на то, что Обаме за его четыре года практически не удалось снизить безработицу: она уже в течение длительного времени удерживается на уровне выше 8%, это очень высокий уровень для Америки. Пару недель назад ее показатели снизились до 7,8%, что, по крайней мере, лишило республиканцев возможности повторять свою мантру про «больше восьми процентов». Но безработица все равно остается высокой, и это одна из важнейших причин разочарования американцев в Обаме и сомнений в том, стоит ли его поддерживать, даже среди тех, кто голосовал за него четыре года назад.

Еще один экономический вопрос, который волнует американских избирателей, это налоговая политика. Хотя в какие-то периоды новейшей истории разница между республиканцами и демократами сильно сглаживалась, налоговая политика составляет одно из коренных различий. В экономике республиканцы в большей мере делают упор на дух предпринимательства, бизнес как двигатель экономического развития и выступают за сокращение роли государства и государственных расходов. Демократы — за большую роль государства и большие государственные (в частности социальные) расходы, что влечет за собой увеличение налогового бремени. Это вечный спор.

Обама отменил введенное его предшественником на посту президента, Джорджем Бушем-младшим сокращение «налога для богатых», для тех, кто зарабатывает больше $250 тыс. в год. С точки зрения республиканцев, снижение налога на богатых призвано стимулировать предпринимательскую деятельность, а значит, создавать рабочие места, и в конечном итоге должно способствовать экономическому росту.

Другие важные вопросы, по которым Обама и Ромни расходятся, это здравоохранение и медицинское страхование; иммиграция; политика США в отношении конфликтов за пределами страны (в какой мере миссией Америки должно быть военное вмешательство); отношение к абортам и однополым бракам (позиция демократов отличается большим социальным либерализмом, а республиканцы придерживаются более консервативных позиций); энергетика и экология. Если говорить о различиях между республиканцами и демократами в целом, то у первых социальный консерватизм сочетается с экономическим либерализмом, а у вторых — наоборот, более либеральное отношение к социальным вопросам и больший упор на государственное регулирование.

Те, кто еще не принял решение, могут облегчить себе выбор между Обамой и Ромни, узнав, с кем у них больше совпадений во взглядах. Для этого нужно ответить в интернете на интересующие вопросы и сравнить свой ответ с ответом Обамы и Ромни. Такая же возможность была предоставлена и нашим согражданам в рамках предвыборной кампании в Координационный совет оппозиции.

Но сейчас, за пару недель до выборов, американский электорат разделился практически точно пополам, борьба необыкновенно жесткая, и невозможно сказать, на чьей стороне преимущество.

— По перечисленным вопросам избиратели, наверное, определились еще в начале кампании? Зная, что будут предлагать демократы и что республиканцы?

— Не совсем так.

В электоральном смысле американцев можно разделить на тех, кто голосует за «свою» партию, то есть только за демократа или только за республиканца, какой бы ни был кандидат. Кстати, такое «электоральное постоянство» проявляют не только люди, но и некоторые штаты.

Существует немало штатов, которые на президентских выборах раз за разом отдают предпочтение одной и той же партии. Это особенно важно, потому что, не будем забывать, в Америке не прямые выборы президента, а через коллегию выборщиков, то есть то, как проголосовал штат, определяет позицию его выборщиков на заключительной стадии голосования.

Есть люди, которые не имеют безусловных априорных предпочтений, а прислушиваются к аргументам, анализируют предлагаемые кандидатами меры и стремятся сделать рациональный выбор (разумеется, среди тех, кто хранит «партийную верность», многие убеждены, что тоже делают рациональный выбор). Но немало и тех, кто не может определиться с выбором до самого конца, — за них-то и идет самая ожесточенная борьба по мере приближения дня выборов.

К последней категории относятся как те, кто меняет свое мнение, так и те, кто вообще мнения не имеет и решает в последний момент. Часть тех, кто сделал выбор в пользу Обамы четыре года назад, сегодня уже не испытывают былого энтузиазма; кто-то из их числа на этот раз может уйти к республиканцам и проголосовать за Ромни, кто-то, возможно, вообще не пойдет голосовать.

Иногда исход американских выборов решает очень незначительное количество голосов. В этом некоторый парадокс и ирония кампании, на которую тратятся феноменальные средства, усилия и энергия: в конечном итоге борьба ведется за совсем небольшой процент избирателей. ...

Полный текст интервью