Этот текст представляет собой краткую русскоязычную версию доклада Эшли Дж. Теллиса Balancing Without Containment: An American Strategy for Managing China, выпущенного Фондом Карнеги за Международный Мир в январе 2014 г. Данная сокращенная версия подготовлена Московским Центром Карнеги. Полный вариант доклада Э. Дж. Теллиса на английском языке можно прочитать здесь.

Об авторе доклада

Эшли Дж. Теллис — старший научный сотрудник Фонда Карнеги за Международный Мир, специализирующийся в сфере международной безопасности, обороны и азиатской стратегии. Э. Дж. Теллис — идеолог американо-индийского сближения, ранее работавший старшим советником посла США в Нью-Дели, специальным помощником президента США и старшим директором по стратегическому планированию и Юго-Западной Азии в Совете национальной безопасности. В настоящее время он также является директором по исследованиям Программы азиатских стратегий в Национальном бюро исследований Азии и членом нескольких профессиональных организаций, связанных с обороной и международными исследованиями, включая Совет по международным отношениям, Международный институт стратегических исследований, Военно-морской институт США и Военно-морскую лигу США.


Интенсивное развитие Китая на сегодняшний день представляет наиболее серьезную геополитическую проблему для Соединенных Штатов:

  • Китай скоро сможет создать национальную экономику, сопоставимую с американской.
     
  • Осуществляя беспрецедентную программу военной модернизации, Пекин существенно продвинулся в борьбе за влияние на Востоке.
     
  • Нынешние военные ресурсы Китая уже создают риск для американских действующих и запасных сил в Тихоокеанском регионе.

Китай использовал плоды процветания, полученные в результате участия в глобальных торгово-экономических отношениях, для развития военного сектора, который позволяет ему успешно давить на азиатских партнеров, одновременно создавая серьезную военную угрозу Соединенным Штатам.

США, в свою очередь, стремятся сохранить международную гегемонию, но развивающийся Китай может ее подорвать. Это соперничество проявляется по-разному — от борьбы за контроль над азиатскими прибрежными территориями в Индо-Тихоокеанском регионе до идеологической конкуренции различных моделей отношений между государством и обществом.

Стремительно развиваясь в основном за счет американских инвестиций, направленных на поддержание либерального международного экономического порядка, Китай столкнулся со следующими проблемами:

  • неблагоприятными демографическими изменениями;
     
  • противоречиями между командной системой управления и псевдолиберальной экономикой;
     
  • несбалансированной стратегией роста, опирающейся на излишние инвестиции за счет внутреннего потребления.

Эти проблемы могут привести либо к краху не прекращающейся до сих пор экспансии Китая, либо к ее существенному сокращению.

Конкуренция между США и Китаем, таким образом, определяется нелогичной ситуацией, при которой Вашингтон поддерживает международную экономическую систему, создающую большие преимущества для США и других стран, но одновременно стимулирующую рост того государства, которое может стать их самым значительным геополитическим соперником.

Перспектива того, что Китай может стать самым сильным государством в мире или даже равноправным конкурентом Соединенных Штатов, опасна для Америки по нескольким причинам:

  • это увеличит риски для США и их союзников в сфере безопасности;
     
  • ограничит свободу действий Вашингтона;
     
  • вероятно, поставит под угрозу благополучие американцев: например, иммунитет Америки к угрозам из восточного полушария может исчезнуть, поскольку военная мощь Пекина может позволить ему угрожать Вашингтону уже рядом с американским побережьем.

Потенциальная военная угроза Китая на азиатском тихоокеанском побережье (в регионе — двигателе мировой экономики, где имеются союзники Америки и нейтральные страны) — сигнал приближающегося опасного ухудшения мирового баланса сил не в пользу США. К середине века эта опасность может актуализоваться в виде китайского военного присутствия во всем Индо-Тихоокеанском регионе.

В то же время, несмотря на то что у Соединенных Штатов и Китая есть разногласия по различным вопросам, их экономическая и социальная взаимозависимость сглаживает конфликт. Неудивительно, что американским элитам и обществу в целом часто трудно понять проблемы, связанные с ростом Китая, не говоря уже о том, как реагировать на это явление.

Китай будет делать все необходимое для поддержания высочайших темпов экономического роста, чтобы поднять уровень благосостояния и накопить достаточно материальных ресурсов для реализации поставленных внешнеполитических целей. Однако для достижения гегемонии на международной арене помимо развитой экономики Пекину потребуется:

  • обладать еще бо́льшими военными ресурсами для внерегиональных операций;
     
  • установить новые и долговечные стратегические партнерства в Азии и за ее пределами;
     
  • значительно увеличить свою легитимность на мировой арене, сформировав собственную концепцию миропорядка, привлекательную для других государств;
     
  • не просто обеспечить себе постоянное участие во всех институтах международного управления в качестве пассивного участника, а начать вводить свои правила работы этих институтов, и этот процесс уже идет полным ходом.

Что же касается Соединенных Штатов, то они могут воспользоваться различными методами сдерживания растущего Китая:

  • Война: на сегодняшний день США не могут использовать этот метод по практическим и моральным причинам.
     
  • Изменение Китая путем внутренней трансформации, чтобы добиться общих целей: подразумевается, что развивающийся Китай может перенять интересы и ценности Соединенных Штатов. Тогда риски конфликта с Америкой можно будет значительно уменьшить, но приведет ли такая стратегия к желаемым результатам — неизвестно.
     
  • Стратегия сдерживания, т. е. комплексное ограничение Китая с помощью нескольких инструментов международного взаимодействия, направленных на замедление роста внешнего влияния Поднебесной. В эпоху глобальной интеграции этот метод тоже неосуществим, так что Вашингтону приходится уравновешивать положение в одиночку.

Основной целью балансирования в отношениях с Пекином сегодня и в будущем должна быть защита и по возможности рост американского преимущества с относительной мощностью применительно к Китаю. Для достижения этого необходимо придерживаться четырех направлений в стратегии:

  • поддержки роста других азиатских держав, расположенных вдоль периферии Китая;
     
  • углубления глобализации конкретными путями с целью приобретения особых выгод для Соединенных Штатов и их друзей;
     
  • сохранения военного господства Соединенных Штатов;
     
  • оживления американской экономики посредством распространения инноваций, обеспечивающих ее дальнейшее превосходство в международном масштабе.

Любая стратегия США в балансировании с Пекином должна быть направлена прежде всего не на принижение Китая, а на повышение позиций других игроков. Если США помогут соседним с Китаем странам — Японии, Индии, Вьетнаму, Сингапуру, Индонезии и Австралии — реализовать их стратегический потенциал и увеличить взаимное сотрудничество, в результате сформируются объективные ограничения для злоупотреблений Китаем властью в Азии.

Соединенные Штаты должны сделать либерализацию торговли одним из главных приоритетов во внешней политике. Так как всеобъемлющая глобальная либерализация все-таки остается отдаленной целью, Вашингтон должен стремиться скорее заключить ключевые региональные торговые соглашения, в том числе Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантическое партнерство по торговле и инвестициям, которые должны обеспечить увеличение относительного в сопоставлении с Китаем прироста для Соединенных Штатов и их союзников.

Необходимо также уделять повышенное внимание ограничению доступа Китая к передовым вооружениям и важным военным технологиям. По крайней мере с 2007 г., если не с более раннего времени, Китай выстраивает несколько сложных сетей организаций, ориентированных на приобретение ключевых зарубежных и отечественных технологий для передачи в различные системы военного, а также двойного назначения.

При сохранении нынешних тенденций китайский оборонный бюджет приблизится к нынешнему американскому где-то в 2025 г. Усложняет ситуацию тот факт, что Китай вовлечен в конфликты с крупными соседями — Тайванем, Японией и Индией, а также с малыми странами Юго-Восточной Азии. Из-за того, что такие споры часто препятствуют свободному передвижению через общие территории и унижают союзников США, эти конфликты в конце концов могут привести к противостоянию между США и Китаем.

Конечной целью общей американской стратегии должно быть сохранение международной гегемонии ради защиты собственной безопасности и политической независимости. Оборонный бюджет Америки будет достаточным, только если он позволит развертывать военные силы, способные выполнить три важнейшие задачи: обеспечить безопасность Соединенных Штатов, будучи в состоянии разгромить противников на расстоянии; выполнить обязательства, касающиеся безопасности американских союзников по всему миру; обеспечить всех общественными благами, которые не только удовлетворяют всеобщие потребности, но и укрепляют господство Америки на международной арене.

Чтобы достичь всех этих целей, США необходимо оживить свою экономику. Без этого Соединенные Штаты не смогут укрепить соседей Китая, распространить режим свободной торговли и поддерживать военное превосходство.

Ключ к обновлению экономики США — в содействии творческим преобразованиям (когда инновационные изменения делают устаревшими используемые продукцию, идеи, навыки, организации, технологии и оборудование). Если Вашингтон станет успешно доминировать на международной арене в течение ближайшего длинного политического цикла, администрация США должна будет обеспечить:

  • высокий уровень формирования капитала;
     
  • рабочую силу хорошего качества;
     
  • поддержку технического прогресса;
     
  • увеличение эффективности действия этих компонентов;
     
  • ограничение негативного воздействия политической системы на экономический рост.

Важная проблема, которую Вашингтон должен рассмотреть относительно формирования капитала, состоит не в снижении внешних заимствований или внутреннего долга, а скорее в увеличении государственных инвестиций для поддержания инновационной экономики независимо от того, формируются эти инвестиции из растущих внутренних сбережений или из расширенных внешних обязательств.

У США также нет иной альтернативы, кроме реструктуризации различных компенсационных программ. Необходимо защитить нынешних и будущих пенсионеров, одновременно реформируя систему с учетом демографических и финансовых реалий. Среди наиболее разумных предложений по решению этой задачи — повышение пенсионного возраста, введение индексации цен и ваучерных программ. Кроме того, уменьшение наиболее продуктивной группы населения требует повышенного внимания к вопросу иммиграции.

Дебаты по внутренним проблемам, углубление политической поляризации в Соединенных Штатах имеют тяжелые последствия и отрицательно сказываются на способности страны поддерживать государственную мощь и первенство на международной арене. У этой проблемы нет простого или комплексного решения, но реформа государственных финансов может быть хорошим началом в сближении политических лагерей. Более того, две политические партии могут достичь консенсуса по вопросам государственных доходов и расходов, если каждая нивелирует влияние своих крайних позиций.

Администрация Обамы проводит политику, выстроенную на трех китах:

  • положительном отношении к росту Китая, его влиянию и к его законной, более расширенной роли;
     
  • признании того, что рост Китая согласуется с международными нормами и законом;
     
  • стремлении сформировать азиатско-тихоокеанскую среду так, чтобы рост Китая был стабилизирующим, а не разрушительным.

Такой подход недостаточен для продвижения интересов США в отношении Китая, потому что нельзя ожидать от Пекина интеграции в международную систему, которая в конечном счете служит интересам Северной Америки. К сожалению, пока администрация Обамы не сформулировала согласованную, последовательную и эффективную стратегию относительно Китая и не смогла увязать собственную международную экономическую политику с геополитической. Продолжающееся мировое лидерство США лучше способствует достижению американских интересов, чем первенство Китая или возвращение к подлинному двуполярному миру. Так что Соединенные Штаты должны придерживаться стратегии балансирования с Китаем без его сдерживания.