Замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук заявил, что в настоящее время Москва и Париж проводят переговоры по вопросу поставок «Мистралей», результаты которых, по его мнению, мы сможем узнать уже в мае. Какое будущее ожидает вертолётоносцы «Владивосток» и «Севастополь»? АиФ.ru попросил руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова прокомментировать несколько вариантов дальнейшего развития событий, которые не раз обсуждались в прессе.

1. Россия и Франция расторгнут контракт и договорятся о сумме неустойки. В настоящий момент известно, что Париж готов вернуть России около €785 млн., в то время как Москва оценивает свои расходы и убытки в связи с разрывом контракта в €1,163 млрд.

Алексей Арбатов
Алексей Арбатов – руководитель Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова.

Я не думаю, что стороны смогут договориться по этому вопросу, скорей всего, будет суд. Как бы Россия ни хорохорилась, для неё сложившаяся ситуация с «Мистралями» — это пощёчина. Ни на какие уступки наша страна не пойдёт. Кроме того, Москва будет требовать возмещения не только материального, но и морального ущерба, хотя формально такая терминология, конечно, не будет предъявляться. Россия насчитает Франции ущерб по полной программе. Безусловно, решение данного вопроса в судебном порядке может затянуться на несколько лет.

Итог: Маловероятно.

2. Затопление «Мистралей». Газета Le Figaro сообщала, что, если Франция и Россия расторгнут контракт, Париж может затопить вертолётоносцы в открытом море.

Мне кажется, что это какой-то экзотический жест. Во-первых, никто сейчас не топит корабли. Во-вторых, экологи будут возмущены таким решением. Понятно, когда судно терпит крушение и оказывается на дне, но взять и самим затопить огромный корабль в море, с экологической точки зрения — возмутительно. Тем более, сразу возникает вопрос: что потом будет на морском дне со всем этим железом и редкоземельными металлами, которые содержатся в огромных корпусах? Лично я не допускаю такого развития событий.

Итог: Крайне маловероятно

3. Перепродажа вертолётоносцев третьим странам. СМИ неоднократно писали о том, что французская сторона готова продать «Мистрали» другим странам. В качестве потенциальных покупателей назывались Португалия, Нидерланды, Австралия, Аргентина, Канада, Египет и Китай.

Конечно, перепродажа «Мистралей» для Франции была бы самым удобным вариантом развития событий. Не знаю, насколько Канаде нужны такие корабли, ведь они специально построены под российские стандарты и критерии, поэтому их придётся переделывать, а это очень дорогостоящий процесс. Возможно, для Египта переделывать вертолётоносцы не потребуется, хотя мне кажется, что эта страна сейчас не в том состоянии, чтобы думать о каких-то крупных боевых кораблях, ей сейчас просто не до этого. Скорее всего, это просто разговоры. Теоретически, Китай мог бы приобрести «Мистрали» без переделки, но здесь есть политический момент: Франция не продала корабли России, потому что она якобы плохая, зато готова продать Китаю, потому что Китай — хороший. Для Поднебесной сразу возникает вопрос обострения отношений с Москвой, чего она, конечно, не хочет, поскольку пытается иметь хорошие взаимоотношения и с нашей страной, и с Западом. Это главная концепция китайской внешней политики. Поэтому с военной и технической точки зрения, безусловно, очевидный покупатель — Китай, а на практике вряд ли это возможно.

Итог: Вероятно, но сложно

4. Франция оставляет себе вертолётоносцы «Владивосток» и «Севастополь», переоборудовав их.

Это абсолютно исключено, Франции не нужны эти корабли, она бы никогда не стала их делать для себя. А вопрос их переоборудования, как я уже сказал ранее, — это большие деньги, которые страна точно не будет платить не известно ради чего.

Итог: Крайне маловероятно

5. Передача «Мистралей» России. Договор на поставку двух вертолётоносцев был заключён ещё в 2011 году. В сентябре 2014 года Франция приостановила выполнение своих обязательств в связи с событиями на востоке Украины. По информации издания Le Parisien, согласно контракту, срок сдачи первого корабля приходился на 1 ноября 2014 года.

Должен сказать, что это не такой уж и фантастический сценарий. Он имеет право на существование, если процесс, который начался с визита Керри в Сочи, приведёт к стабилизации ситуации в Донбассе, надёжному прекращению огня, а в последующем — деэскалации кризиса с участием американцев. Если они всерьёз решили заняться мирным процессом вместе с европейцами и учесть интересы Москвы и к концу года начнут снимать санкции, тогда сделка может обрести второе дыхание, и вертолётоносцы «Владивосток» и «Севастополь» будут переданы России... В политике всё возможно, если будет общая заинтересованность и перспективы завершения сделки на волне смягчения напряжённости, то я такой вариант не исключаю. Я бы сказал, что шансы 25–30% , хотя пару недель назад я бы не дал больше 5%.

Итог: Весьма вероятно

Оригинал интервью