Президент Украины Пётр Порошенко в среду вечером утвердил список лиц и компаний, к которым будут применены санкции со стороны Украины.

В отличие от прежних решений украинских властей, ограничивавших въезд в страну отдельных иностранных, преимущественно российских, граждан, в новом "черном спиcке" - почти 400 физических и более 100 юридических лиц.

Санкции предусматривают блокирование активов, временные ограничения на пользовании принадлежащим им имуществом, предотвращение вывоза капиталов за пределы Украины, а также визовые ограничения.

Русская служба Би-би-си поговорила с экспертами о том, к каким последствиям могут привести санкции против крупных российских компаний, каковы политические цели новых списков и какие пункты в них вызывают вопросы.

[…]

Андрей Мовчан, руководитель экономической программы Московского Центра Карнеги

Андрей Мовчан
Андрей Мовчан — приглашенный эксперт программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги.
More >

Совершенно понятна логика этих санкций. Украина пытается подчеркнуть, что Крым - это незаконно присоединенная территория, и поэтому все, кто де-факто признают Крым в составе России, являются врагами Украины и потому должны подвергаться некоторому остракизму.

При этом в санкции попали очень странные люди, например, корреспонденты Би-би-си (Позже выяснилось, что президент Порошенко распорядился об отмене санкций против европейских журналистов - Би-би-си). Если бы украинское руководство представляло себе, как работает независимая международная пресса, понимало бы, что корреспондент не может занять никакой позиции, потому что у него только одна позиция: освещать события. Он просто не имеет права позицию занимать, поэтому под санкции подпасть - это нонсенс.

По поводу авиакомпаний: ну что, авиакомпании действительно летают в Крым. По формальному признаку они туда попали. Насколько это отразится на пассажиропотоке и на грузопотоке между Украиной и Россией? Украине, в общем, нечем заместить "Аэрофлот" и "Трансаэро". У Украины нет таких мощных авиакомпаний, которые могли бы занять их место, да и Россия, возможно, введет ответные санкции против авиакомпаний, что тоже не очень логично, но очень похоже на действия нашего руководства. В этой ситуации авиапоток упадет.

В общем и целом, Украина, конечно, взяла курс на изоляцию от России. Политику Украины в этом смысле можно понять: с непредсказуемым и агрессивным соседом дела лучше вообще уж не иметь, чем иметь.

При этом изоляция очень половинчатая. У нас товарный оборот большой, примерно 5 млн украинцев работают и проживают на территории России, это огромный процент населения. На Украине почти треть населения говорит на русском как на родном и как на первом языке. Всё это очень обидно, потому что пройдёт десяток лет, отношения урегулируются, а изоляция останется, потому что экономическая изоляция так быстро не отменяется.

Ряд крупных российских банков присутствует на Украине, и внесение их в санкционный список могло вызвать и панику вкладчиков, и проблемы на межбанковском украинском рынке, и здесь это просто разумное решение. В конце концов, принципиальность хороша, когда она тебе не очень вредит.

Я бы сказал, что это политическое решение, а не экономическое. Экономических последствий, скорее всего, никто не просчитывал.

Обратите внимание, что санкции очень осторожно написаны: компания, подпавшая под санкции, может быть предметом определенных ограничений. Это совсем политико-демонстративная мера. Дальше проще будет принимать в отношении этих компаний какие-то санкции. Какие – пока непонятно. Я думаю, что компании размера "Аэрофлота" будут вести переговоры напрямую и о чём-то договариваться.

Оригинал статьи