Одновременно с началом президентской кампании Соединенные Штаты готовятся к первому государственному визиту нового китайского лидера. Это переломный момент в отношениях США и Китая. За последние годы мир изменился драматическим образом: в нем все меньше вызовов, с которыми Соединенные Штаты или Китай могут справиться в одиночку, и все менее вероятно, что одна страна сможет добиться успеха без того, чтобы преуспела и другая. И если десять лет назад отношения США и Китая были сосредоточены в основном на двусторонних и региональных проблемах, сегодня повестка имеет глобальный характер. Будущее процветание и безопасность двух стран тесно увязаны между собой.
В то же время есть факторы, которые разделяют две страны. Китай — вторая экономика мира, обладающая значительным влиянием на мировой арене. Новый руководитель страны, Си Цзиньпин, харизматичен и уверен в себе, что помогло ему сосредоточить в своих руках больше власти и направить страну по более амбициозному пути, чем это удалось двум предыдущим лидерам. Но при этом Си более националистически настроен, готов к большим рискам и более идеологизирован, чем его предшественники. Его активный и жесткий подход к международным делам порой вступает в конфликт с интересами США и подчеркивает, что Китай не всегда будет учитывать их, используя свое новообретенное влияние.
К примеру, в Азиатско-Тихоокеанском регионе Си преследует двоякую стратегию. С одной стороны, он, опираясь на экономическую мощь Китая, убеждает соседей, что продолжающийся подъем его страны пойдет им на пользу. С другой стороны, он гораздо более агрессивно стремится закрепить претензии Китая на спорные территории в прилегающих водах; зачастую это происходит силовым путем и без должного уважения к международному праву. Обе ставки весьма амбициозны. К примеру, проект «Один пояс — одна дорога» нацелен на то, чтобы соединить Китай с Европой наземными маршрутами через Россию и Ближний Восток и морскими путями через Малаккский пролив и Аденский залив. В то же время только за последние полтора года Китай благодаря созданию насыпных островов установил контроль над 8 кв. км суши в Южно-Китайском море — больше, чем остальные претенденты вместе взятые за всю историю региона.
Это серьезный отход от завещанного Дэн Сяопином принципа «тао гуан ян хуэй» 韬光养晦, прежде определявшего китайскую внешнюю политику: сосредоточиться на внутреннем развитии, а на мировой арене держаться в тени. Еще больше тревожит нарастание напряженности в торговых отношениях США и Китая, которая усугубляется обвинениями в хакерстве, специфической промышленной политикой Китая и замедлением его экономики. Американский бизнес традиционно был якорем стабильности в отношениях двух стран, но сейчас поддержку с его стороны грозят подорвать протекционистские меры, которые Китай предпринимает под предлогом национальной безопасности. Правозащитников беспокоят призывы запретить западные учебники в Китае, репрессии в отношении НКО и диссидентов.
Китай превратился во внушительного экономического и геополитического конкурента США, и его разногласия с Соединенными Штатами стали более явными. Американцы, которые традиционно считали, что успех Китая — это хорошо для Соединенных Штатов, теперь задумались: есть ли в арсенале Вашингтона методы, позволяющие правильно отреагировать на восхождение Китая?
Споры американских экспертов о Китае
В центре этих дебатов — стратегические намерения Китая, то, насколько долговечно превосходство США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и какими будут роли двух стран в этом регионе в дальнейшем. Согласно одной радикальной позиции, растущее влияние Китая положит конец лидерству США в АТР. Соседи Китая, не будучи уверены в дальнейшем доминировании США, могут перестроить свою военную политику, что ускорит региональную гонку вооружений и повысит вероятность конфликта. Эксперты, придерживающиеся этой позиции, считают, что Китай намерен не только вытеснить Соединенные Штаты из Азии, но и подорвать их глобальное лидерство и основанную на нем международную систему. Поэтому Соединенные Штаты должны решительно притормозить подъем Китая.
Противоположная точка зрения — что Китай намерен лишь укрепить собственную безопасность и авторитет в регионе, и это не обязательно угроза для США и их союзников. Вашингтону следует примириться с новой реальностью: доминирование США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, учитывая растущее экономическое влияние Китая и модернизацию его армии, не удастся сохранить. Попытки удержать это лидерство опасны и в конечном счете будут безуспешны. Чтобы избежать конфликта, считает эта группа экспертов, Вашингтону следует поделиться властью с Китаем и способствовать его дальнейшей интеграции в нынешний мировой порядок.
Обе эти позиции ошибочны и в политическом смысле опасны. Ориентироваться на равновесие сил с Китаем значит преждевременно признать, что доминирование Китая в регионе неизбежно. Но сегодня Китай сталкивается с колоссальными политическими, экономическими и социальными трудностями у себя на родине, а в регионе ему могут противостоять несколько крупных держав, в том числе ядерных, не говоря уже об американской армии, которая в обозримом будущем останется сильнейшей в мире. Поэтому создавать «Большую двойку» с Китаем — не в интересах ни США, ни их союзников.
С другой стороны, игра с нулевой суммой между США и Китаем, разделенная Азия и повышенная вероятность военных конфликтов явно нанесут ущерб интересам Соединенных Штатов и их союзников. Политика сдерживания может привести к тому, что Китай прекратит сотрудничество и взаимодействие с США. Это поставит под угрозу и интересы американского бизнеса, и китайские инвестиции, которые уже вносят значительный вклад в экономический рост в США.
К тому же союзники и партнеры США — а все они теперь более активно торгуют с Китаем, чем с Соединенными Штатами, — не намерены принимать ту или иную сторону. Они хотят сохранять хорошие отношения и с Китаем, и с США. С одной стороны, они надеются, что Соединенные Штаты сдержат растущее влияние Китая, а с другой — намереваются извлечь выгоду из расширения торговых и инвестиционных отношений с Китаем.
Наконец, конфронтационная позиция США лишь подтвердит распространенное среди китайцев представление, что американцы намерены сдерживать подъем их страны, и сыграет на руку сторонникам более жесткого курса, которые требуют еще менее церемонного подхода к Соединенным Штатам.
Что делать Вашингтону в новых реалиях
Хотя большинство американцев рассматривают Азию как самый важный для интересов США регион, многие сомневаются в наличии у Соединенных Штатов политической воли, в долговечности их могущества и в наличии у них ресурсов, позволяющих восстановить баланс сил в регионе. Национальная безопасность США, глобальная репутация страны и ее лидерство в регионе АТР зависят от ее финансово-экономического благополучия и эффективности американских политиков и законодателей.
Соединенным Штатам нужно сформулировать правильный подход к Азиатско-Тихоокеанскому региону, привести в порядок собственную экономику и политическую систему и продемонстрировать лидерство и долговечное влияние на региональной и международной арене. Только тогда Вашингтону удастся выстроить более осознанный подход к работе с Китаем и более эффективную стратегию влияния на китайских политиков.
Что касается Китая, Соединенным Штатам стоит исходить из нескольких ключевых принципов, на которые мы опирались в последние четыре десятка лет. В сферах общих интересов с Китаем США следует находить пути сотрудничества. В сферах, где между двумя странами складываются разногласия, их лидерам нужно уметь контролировать эти разногласия и минимизировать их. И, учитывая неопределенность траектории развития Китая, Соединенным Штатам нужна страховка — их армия должна быть готова и способна защищать американские интересы сегодня и в будущем.
В последнее время Соединенные Штаты испытывали трудности по всем трем направлениям. Вашингтону не удалось расширить содержательное сотрудничество с Китаем по общим региональным и глобальным проблемам. Вашингтон и Пекин не смогли ввести в разумное русло свои разногласия: напряженность в Южно-Китайском море и в киберпространстве вышла на первый план в отношениях двух стран и направила их по пути конфронтации. Примеров значимой кооперации и позитивного обсуждения между США и Китаем немного, основное внимание смещается к военным стратегиям.
Как говорил заместитель госсекретаря США Роберт Зелик в 2005 году, сотрудничество с Китаем не только облегчит США решение широкого круга глобальных проблем, с которыми мы столкнемся в ближайшие годы, но и просто необходимо для сохранения нынешней открытой международной системы. Это сотрудничество не означает, что между двумя странами не будет возникать серьезных разногласий, но оно обеспечит базовые рамки для конструктивного взаимодействия. И если удастся укрепить это сотрудничество, продемонстрировать, что США и Китай могут быть позитивной силой на международной арене, это даст возможность разрешить и самые проблемные аспекты двусторонних отношений.
Оригинал статьи был опубликован в журнале China Policy Review.