Роль Черноморского региона во внешней политике Турции неоднократно менялась на протяжении ее истории. О современной внешней политике Турции в данном регионе рассказал Александр Васильев (Институт востоковедения РАН), выступая с докладом в Московском Центре Карнеги. Мероприятие состоялось в рамках постоянной рабочей группы по проблематике черноморского региона (Black Sea Peacebuilding Network). Ведущим был Андрей Рябов.

Изменение роли Черноморского региона

В середине ХХ века Черное море стало регионом непосредственного соприкосновения двух блоков — НАТО и Организации Варшавского договора, поэтому в Турции того времени сложилось отношение к Черному морю как к приграничному региону, соседствующему с «враждебным окружением». С точки зрения турецких политиков, это препятствовало развитию черноморского побережья, роль которого для экономики страны в целом была недооценена. После распада СССР в Турции стали рассматривать Черноморский регион как транспортный коридор, который откроет стране альтернативные транспортные и торговые пути в Восточную и Северную Европу, на Кавказ и в Центральную Азию. Таким образом, отметил А. Васильев, во внешней политике Турции Черноморский регион стал восприниматься в первую очередь как средоточие важнейших коммуникаций.

Развитие транспорта и коммуникаций в Черноморском регионе

  • Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Важную роль в реализации внешнеполитических планов Турции было призвано сыграть активное участие страны в ОЧЭС. Целью ОЧЭС является развитие экономического сотрудничества и торговли между странами Черноморского бассейна. В последние годы функционирование ОЧЭС все чаще подвергается критике в Турции, поскольку эта организация затягивает реализацию совместных проектов.
     
  • ТРАСЕКА. Проект ТРАСЕКА предполагает строительство транспортного коридора, соединяющего Центральную Азию через Южный Кавказ с континентальной Европой.

Турция и Россия 

По словам А. Васильева, в отношениях с Россией Турция преследует и будет преследовать прежде всего собственные цели и интересы.

  • Основные сферы сотрудничества. Стержнем российско-турецкого сотрудничества являются энергетика и туризм, а также строительно-подрядные работы, выполняемые турецкими компаниями в России. Важное место занимает также и торговля турецкими продуктами сельского хозяйства и товарами легкой и текстильной промышленности.
     
  • Некоторые турецко-российские проекты. Перспективно выглядят решения о создании железнодорожного транспортного паромного сообщения Самсун (Турция) — Кавказ (Россия), а также о строительстве таможенных российско-турецких логистических центров на территории Краснодарского края и Ростовской области.
     
  • Региональная безопасность. Договор об участии в Черноморской группе военно-морского сотрудничества BLACKSEAFOR подписали Болгария, Румыния, Украина, Россия, Грузия и Турция. Задача BLACKSEAFOR состоит в организации гуманитарных миссий, оказании помощи терпящим бедствие, поисках мин, борьбе с терроризмом, контрабандой и нелегальной миграцией, борьбе с экологическими загрязнениями. Турецкие военные не скрывают, что основным их партнером все же являются российские ВМС. Одновременно с 2006 года российские ВМС принимают участие в организованных Турцией учениях Black Sea Harmony.

При всех словесных заявлениях о налаживании «стратегического партнерства» Турция остается серьезным конкурентом России в Черноморском регионе и на Южном Кавказе, подчеркнул А. Васильев.

Турция и страны Кавказа

  • Армения и Нагорный Карабах. Вооруженный конфликт между Россией и Грузией в августе 2008 г. стимулировал активизацию турецкой внешней политики в черноморском и кавказском регионе: именно после него Анкара выдвинула Платформу стабильности и сотрудничества и активизировала свои усилия в направлении урегулирования проблемы Нагорного Карабаха и собственных взаимоотношений с Арменией. На сегодняшний день, как указал А. Васильев, прогресс на обоих этих направлениях трудно назвать существенным, но это не означает, что турецкие усилия не будут продолжены.
     
  • Грузия. Несмотря на проблемы логистики автотранспортного транзита через Грузию в Россию, Турция продолжает рассматривать Грузию как внешнеполитического партнера и поддерживает выстраивание взаимовыгодных отношений между Грузией и Азербайджаном. 
     
  • Абхазия. Как отдельный аспект турецкой политики на Кавказе и в Причерноморье следует рассматривать развитие Анкарой взаимоотношений с Абхазией, которые в России принято несколько недооценивать.

По словам докладчика, основные политические задачи Турции в Черноморском регионе можно охарактеризовать как стремление к обеспечению политической и военной безопасности в регионе. Турция позиционирует себя в качестве ключевого игрока и самостоятельного силового полюса. А. Васильев считает, что Турция и далее будет стараться совместить в максимально возможных пределах сохранение отношений с США, планы интеграции в ЕС, а также развитие «ближневосточного» внешнеполитического вектора (арабские страны) и «евразийского» вектора (частью которого являются Россия и Иран). При этом, как подчеркнул А. Васильев, не стоит недооценивать актуальные турецкие внутриполитические процессы, ведущие к неуклонному росту влияния исламского фактора.