За последнюю четверть века российские социологи собрали большой массив эмпирического материала об отношении россиян к религии и церкви. Многие показатели систематически прослеживались при этом год за годом — отсюда возможность длинных рядов сопоставлений. О чем на собранном материале можно говорить сегодня с достаточной обоснованностью?

До трех четвертей наших взрослых соотечественников, старше 18 лет, называют себя православными (порядка 6 проц. — мусульманами, еще 6 проц. признаются, что верят в Бога, но ни к какой определенной конфессии не принадлежат). При этом «людьми религиозными», в той или иной степени, согласны себя считать 40 проц. назвавшихся православными, тогда как 60 проц. заявляют, что религия не играет большой роли в их жизни. Мало того: треть россиян, причисляющих себя к православным, по их признанию, вообще не верят в Бога. Ежедневно молятся лишь 20 проц. православных, 30 проц. не молятся никогда. Почти две трети — 62 проц. — не причащаются (вместе с теми, кто ходят к причастию реже, чем раз в год, эта доля уже превышает 80 проц. православных). И это понятно, ведь 55 проц. назвавшихся православными приходят в храм либо реже, чем раз в год — видимо, когда хоронят кого-то, женят, или крестят, либо не бывают там вообще. Даже на пасхальной службе (а Пасха — главный праздник православия, день символического единения верующих) обязательно бывают лишь около 15 проц. православных.

Из тринадцати стран, по которым производились замеры в международном сравнительном исследовании по программе ISSP, доля людей, называющих себя верующими и бывающих при этом в храме хотя бы раз в месяц, в России конца «нулевых» годов самая низкая — 20 процентов. Сравним: в США она составляла тогда 57 проц., в Италии — 61 проц., в Словакии — 72 проц., в Польше — 78 проц.; в среднем по обследованным странам, исключая Россию, половина верующих хотя бы раз в месяц приходят в храм. Но и этого мало: подавляющее большинство православных россиян вообще не принимают никакого участия в деятельности церкви, если не считать посещения церковных служб, иными словами, они вовсе не связаны с церковью как общиной верующих. В России таковых 93 проц., тогда как, по
тому же сравнительному исследованию, в ФРГ и Словакии — 20, в США и Швеции — 31, в Чехии — 34, во Франции — 39 процентов.

Две трети россиян никогда не читали Библию. Даже среди православных в двух семьях из пяти (двадцать лет назад — в трех из пяти) нет никаких книг религиозного содержания, включая Священное Писание; у четверти есть Новый Завет и молитвенники,то есть у них нет даже Пятикнижия, а значит, и основополагающего текста христианства — Декалога; остается надеяться, что они знают десять заповедей на память. Говорят о Боге, вере, церкви примерно в четверти российских семей. То и другое в совокупности означает, что религия, вера, церковь, во-первых, достаточно слабо включены в структуры повседневного общения семьи, в сплочение и укрепление семейного союза, а во-вторых, лишь эпизодически присутствуют во взаимодействии поколений, передаче общего наследия.

Итак, заявленная принадлежность к православию для каждого третьего из православных не подразумевает веры в Бога, а почти для двух третей эта вера вообще не имеет сколько-нибудь серьезного смысла, не занимает места в их жизни. …

Полный текст статьи