Известно, что в биологических популяциях регулярно появляются особи с отклонениями от нормы, характерной для всех остальных. Иногда эти отклонения создают преимущества, но чаще служат основанием для исключения таких особей из процесса воспроизводства, а зачастую и для ускоренного прекращения их жизни. В сообществах гоминид в той мере, в какой они остаются популяциями животных, подобные правила продолжают действовать. Но в той степени, в какой эти сообщества стали человеческими, названные механизмы естественного отбора заменяются другими, совокупность которых образует культуру. В рамках современной цивилизации установился порядок, который полностью противоречит популяционным законам эксклюзии и отбраковки неприспособленных особей. Согласно этому порядку жизнь любого человеческого существа священна и требует поддержания, любой человек априори является членом общества и должен пребывать в нем.

Отклонения — не повод для исключения или изоляции от общества. Так, Организация Объединенных Наций, «вновь подтверждая веру в права человека и основные свободы, а также в принципы мира, достоинства и ценности человеческой личности и социальной справедливости… ссылаясь на принципы Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека, Декларации прав ребенка», провозглашает «необходимость оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействия по мере возможности включению их в обычную жизнь общества».

Документ ООН содержит оговорку, «что некоторые страны на данном этапе своего развития могут приложить лишь ограниченные усилия в этих целях». Изучение ситуации в России не оставляет сомнений, что данная оговорка в полной мере относится к нашей стране.

Исследование, проведенное в 2008—2009 годах Левада-Центром (объектом исследования стали «детские дома-интернаты — ДДИ — для умственно отсталых детей»), показало, что при решении проблем детей-инвалидов возникает ряд серьезных вопросов, которые выходят за рамки узковедомственных и относятся к обществу в целом. Это вопросы о ценности человеческой жизни как таковой, об отношении к инвалидам, сиротам, лицам с различными отклонениями, а также вопрос о том, государство или общество должно в первую очередь заботиться о таких людях.

Исследование подтвердило, что некоторые требования упомянутой выше Декларации Генеральной Ассамблеи ООН в России успешно выполняются, а именно те, что касаются создания государственной системы жизнеобеспечения для детей-инвалидов. Но с реализацией другой части требований дело обстоит гораздо хуже. Речь идет в первую очередь об обеспечении ряда прав умственно отсталых детей.

Особый характер организации государственных структур, их родовая принадлежность к бюрократическим учреждениям, с одной стороны, и к такой разновидности последних, как учреждения «закрытого типа», — с другой, не позволяют им успешно справиться с этой задачей. Решению проблем детей-инвалидов могли бы помочь гражданские организации, которые призваны действовать на направлениях, где отсутствуют или неэффективны усилия государственных органов. Однако, как мы увидим ниже, успехи гражданского общества здесь пока весьма скромны. ...