Изучая отношение людей к своим детям, а также реальные практики родительской кооперации в России 2000-х, исследователь сталкивается с тем, что провозглашаемые ценности существенно расходятся с практическими действиями. В современном российском обществе существуют «ножницы» между попытками сформулировать «проекты будущего» и подспудным формированием новых практик.

Именно родительство чаще всего заставляет человека задуматься о завтрашнем, а то и послезавтрашнем дне. Людей беспокоит, как будут жить их дети, когда повзрослеют, а потому, воспитывая ребенка, родители стремятся к тому, чтобы обеспечить своему ребенку благоприятное будущее. Однако важно оговорить, что подобное целеполагание существует имплицитно. Сами родители в большинстве своем плохо его осознают и еще хуже артикулируют.

В современном российском обществе, разумеется, существуют различные представления о воспитании детей. При этом отношение к детям не зависит ни от образования, ни от дохода, ни от профессиональной принадлежности, ни от культурного уровня родителей. Если использовать терминологию Бурдье, в современном российском обществе практики родительства не являются частью габитуса. Например, два крайних типа — родители-«пофигисты» («сам/сама как-нибудь вырастет») и родители-«менеджеры» («я знаю, кем будет мой ребенок и что я должен/должна для этого делать») встречаются во всех социальных группах. Впрочем, мои наблюдения свидетельствуют, что вторая группа относительно малочисленна и, что еще более важно, «менеджерские» установки в родительской среде не обнаруживают тенденции к распространению.

Материалом для данного исследования послужили виртуальные сообщества родителей. В течение полугода (с августа 2009 года по январь 2010-го) были собраны сотни записей («постов») и комментариев к ним в различных блогах — форумы на сайтах SibMama, Littleone, «Православие и мир», статьи и комментарии к ним на сайте «Домашнее обучение», блоги в «Живом журнале». Последний стал основным объектом изучения, поскольку это самый популярный в России блог-сервис без ограничения длины текста; в его сообществах (communities) и личных дневниках ЖЖ активно обсуждаются проблемы воспитания и развития детей. Кроме того, был использован метод включенного наблюдения: как мать двоих детей автор в течение почти шести лет включена в разного рода родительские сообщества. Разумеется, собранный материал ограничен и не претендует на полноту описания, зафиксированы лишь некоторые тенденции, отражающие представления родителей о воспитании и о будущем их детей.

Объектом исследования являются родители дошкольников и младших школьников, проживающие в крупных российских городах, имеющие высшее или среднее специальное образование и включенные в светские или православные приходские сообщества. ...