Внесение президентом в Государственную думу законопроекта, разрешающего малым партиям не реже одного раза в год принимать участие в пленарных заседаниях парламента, не стало крупным событием политической жизни. Хотя вроде бы эта законодательная инициатива появилась в русле реализации стратегии политической реформы, основные идеи которой были изложены в первом послании Дмитрия Медведева Федеральному собранию в ноябре 2008 года. Впрочем, удивляться отсутствию резонанса в данном случае не стоит.

Дозированное присутствие представителей малых партий на отдельных, заранее определенных для этого заседаниях Госдумы ничего не изменит в системе представительной власти современной России.

Решения в Думе, как и в региональных законодательных собраниях, будут приниматься так же, как и раньше, без всякого влияния оппозиции и уж тем более мелких политических партий. Этим организациям, не имеющим парламентского представительства, по существу, предлагается та же роль, что и Общественной палате: информировать власть о событиях, тенденциях, взглядах, которые с ее властного олимпа либо вовсе не видны, либо кажутся незначительными. То есть, если использовать терминологию одного российского политика начала ХХ века, известного своей нелюбовью к политическому строю императорской России, быть «пятым колесом» — не будем уточнять, в какой телеге.

Но, если посмотреть на законопроект «о малых партиях» с более широких позиций, интерес представляет мотивация российской власти. Верхи явно считают необходимым как-то освежить нынешнюю систему партийного представительства, и это является косвенным свидетельством того, что в нынешнем виде эта система не дает адекватного представления о политических интересах, имеющихся в российском обществе. ...

Полный текст статьи