Заключение нового договора СНВ было бы наилучшим вариантом. Однако если это невозможно, имеет смысл продлить Пражский договор.
Советской власти нет, но «совок» впитан в кровь, почву, привычки, суждения, модели поведения и выживания, в политическую культуру и просто культуру. Причина в том, что декабрь 1991 года был не концом империи, а точкой начала ее настоящего развала. И этот развал не закончился.
Есть и прецедент: в 1984 году Гренландия вышла из Европейского сообщества (предшественника Евросоюза), но осталась частью Дании. Тогда формальный механизм выхода территорий из ЕС вообще отсутствовал. Гренландия – это, конечно, далеко не Англия, но главное здесь принцип: в одной стране могут быть территории, входящие в Евросоюз и не входящие в него
Нынешний политический кризис в Армении – это, по сути, столкновение двух групп победителей в карабахском конфликте. Неспособность Армении разобраться с тяжелым наследием победы в Карабахе не дает стране развиваться дальше
Присоединение Крыма – это не сугубо внешняя или внутренняя политика. Это попытка консолидации нации с помощью грубо примененной исторической политики – на том основании, что именно исторически этот полуостров «наш». Остальное – «не знаю – не помню».
В Иране не наблюдается массивных наступлений и действий террористических армий, а вот в Сирии нужно постоянно быть начеку. В Сирии всё время ждешь нападений и каких-то обстрелов. Так что да, по сравнению с Сирией, аэродром в Иране дружественнее.
Повестка дня сегодня изменилась кардинально: на первый план вышли вопросы Сирии, международного терроризма, противостояния России и НАТО в Европе. А вопросы сокращения и нераспространения ядерного оружия, предотвращения военных конфликтов и ядерной войны отошли на задний план. Это вызывает беспокойство.
Очевидно, что власть не готова доверить ни большинству, ни какой бы то ни было части общества принятие мало-мальски существенных решений, кроме разве что решения в очередной раз поддержать эту самую власть.
Хотя Россия сейчас снова вступила в конфронтацию с Западом, ей угрожает вполне реальная опасность, надвигающаяся с юга.
В преддверии выборов не столько 2016-го, сколько 2018 года Путин формирует новую команду, которую заберет с собой в следующий, полный неопределенности и опасностей шестилетний политический цикл.
Последний доклад «ближневосточного квартета» оказался жестким, но это тот случай, когда резкие выражения заменяют новые идеи. Вместо резкостей ЕС должен настаивать на соблюдении международного права и на конкретных шагах. Пора отказаться от подходов, которые уравнивают оккупирующую сторону с оккупируемой и благодаря которым стороны могут по-своему интерпретировать принятые обязательства
В России необходимо менять политическую систему, политические правила. Главное — ротация власти. Элиты к этому совершенно не готовы. Пока ни сверху нет спроса на реформы и хорошие институты, ни снизу.
Антиамериканизм — верное компенсационное средство собственной экономической дистрофии и политической недостаточности. Причем средство отнюдь не только российское — весь мир в большей или меньшей степени пользуется им.
Многие британцы, голосовавшие за выход, вероятно, не знали, что этот процесс может занять много лет. Против кого будет направлена их еврофобия на протяжении этих лет? Если сейчас в Британии начнется рецессия, а с ней – сокращение рабочих мест, то люди будут возмущаться не правительством и не теми, кто агитировал за Brexit, а работниками из стран ЕС: почему они все еще здесь?
Главным центром притяжения для Турции с экономической точки зрения остается Евросоюз, а с точки зрения безопасности – США и НАТО. И если не считать возможностей в энергетическом секторе, пока Россия не в состоянии предложить Турции сопоставимых альтернатив ни в экономике, ни в безопасности. Остается разве что политическая или идеологическая близость
Крах китайских бирж в прошлом году не прошел бесследно. После обвалов Пекин начал масштабную чистку финансового сектора, а заодно антикоррупционные проверки госбанков и регуляторов. Косвенно последствия коснулись и российских контрагентов.
На глазах рассыпаются сразу две мировые иллюзии: «эффективные» Олимпиады, ускоряющие развитие стран-хозяек, и быстрорастущие экономики БРИКС.
Чтобы XXI век стал веком Индии, военно-дипломатических усилий явно недостаточно. Главным полем битвы за статус великой державы Индии является ее социально-экономическая сфера.
Еще во времена холодной войны Запад сильно переоценивал потенциал СССР. Возможно, сейчас западные элиты тоже переоценивают возможности России. Несмотря на чрезвычайную турбулентность, устроенную миру допингом и хакингом.
Кашмирская проблема оказывается для Индии дорогой и опасной. Она ослабляет позиции правительства Моди не только на мировой арене, но и внутри страны. Премьер-министру придется серьезно менять подход к кашмирской проблеме, если они хотят добиться убедительной победы для своей партии на следующих парламентских выборах и обеспечить место для Индии среди мировых держав.