Анализ политической и социально-экономической ситуации в Пакистане позволяет не согласиться со многими катастрофическими сценариями, которые обсуждаются в последние годы: ни развал государства, ни захват власти радикалами, ни очередной военный переворот не представляются реальной перспективой для этой страны. При этом не исключено, что Пакистан ждут политические и экономические кризисы, природные катаклизмы, высокая террористическая активность, межобщинные конфликты, временная утеря контроля над отдельными районами, конфликты с Индией и Афганистаном и другие эксцессы внутреннего и внешнего происхождения.

Внутриполитическую ситуацию в Пакистане характеризуют следующие особенности:

  • несмотря на политические и экономические кризисы, политическая система страны впервые в ее истории выстояла в течение полного избирательного цикла;
     
  • правительство, сформированное на коалиционной основе, имеет дело с сильной оппозицией, что затрудняет реализацию планов социально-экономического развития;
     
  • вооруженные силы Пакистана демонстрируют нежелание снова брать власть в свои руки, хотя они готовы оказывать помощь политическому руководству.

Своеобразие пакистано-афганских отношений проявляется в противоречивых тенденциях:

  • Пакистан заинтересован в снижении террористической угрозы, нормализации ситуации в приграничных с Афганистаном районах и возвращении беженцев в эту страну;
     
  • интересы Пакистана, связанные с пуштунским вопросом, и опасения, вызываемые афгано-индийскими связями, обуславливают противоречивость его политики в Афганистане.

Афганская проблема обеспечивает долгосрочное сближение России и Пакистана. К другим подобным проблемам относятся терроризм, организованная преступность, наркотики, ядерные безопасность и нераспространение.

Рекомендации

Для сбалансированного и стабильного развития отношений России с Пакистаном представляются важными следующие предложения:

  • От декларирования отдельных подходов к странам Южной Азии желательно перейти к выработке комплексной концепции российской политики в этом регионе, частью которой станет политика на пакистанском направлении.
     
  • Необходимо поддерживать интенсивный диалог между гражданскими, военными и экономическими институтами России и Пакистана по проблемам двусторонних и многосторонних отношений (в частности, полезным было бы установление практики регулярного обмена визитами между высшими лицами двух государств).
     
  • Для этого диалога надо активно использовать площадки региональных организаций и инициатив, включая Шанхайскую организацию сотрудничества, «душанбинскую четверку», возможно, Ассоциацию регионального сотрудничества Южной Азии и др.
     
  • Российская поддержка усилий Пакистана по борьбе с вызовами в области безопасности на его территории может носить как политический, так и экономический, а также военно-технический характер (с учетом озабоченностей Индии).
     
  • Полезно активизировать информационную политику в Пакистане, включая оперативное извещение аудитории в этой стране о позициях и планах России в регионе.
     
  • Налаживание постоянного неформального или полуформального диалога между представителями России и Пакистана окажет положительное влияние на повышение транспарентности и укрепление доверия на двустороннем и многостороннем уровнях.